В зале кинотеатра. "Габриэль"
Это долгий, порой резко прерывающийся, диалог между покинутым мужем и вернувшейся женой. Их крикам, спорам, шепоту, молчанию не могут помешать слуги, их не смущает даже то, что в порыве выяснения отношений они оказались в окружении той самой светской толпы, от которой так хотелось все скрыть. Подобное даже фильмом иногда сложно назвать.
Габриэль – красивое имя красивой женщины (Изабель Юппер). По традиции высшего общества 19 века у нее преуспевающий в делах муж (Паскаль Грегори), огромный дом, десяток слуг и светские обеды каждый четверг. Но все по той же традиции, увы, нет любви. Ее она находит в лице редактора своего же супруга. Однако записка «Дорогой, прости, я ушла к другому…» оказалась слишком рано оставлена на туалетном столике в спальне. Габриэль вернулась, расценив совершенное действие как ошибку.
Все вышеописанное происходит в первые 15 минут фильма. Дальше – долгий, порой резко прерывающийся, диалог между покинутым мужем и вернувшейся женой. Их крикам, спорам, шепоту, молчанию не могут помешать слуги, их не смущает даже то, что в порыве выяснения отношений они оказались в окружении той самой светской толпы, от которой так хотелось все скрыть. Подобное даже фильмом иногда сложно назвать. Скорее, история, расписанная по канонам драмы. Монолог, диалог и снова монолог. А о том, что «Габриэль» всё-таки имеет отношение к кинематографу, напоминает тонкая по красоте операторская работа и плавный монтаж в переходах от цветной картинки к черно-белой.
То, что мы видим в фильме – как будто бы одна страничка, вырванная из полноценного французского романа эпохи реализма. Парадокс заключается в том, что если в книге похожая ситуация становится лишь одной из многочисленных жизненных неурядиц в судьбе главных героев, то здесь она выходит на первый план и становится не то что сюжетообразующей, а «фильмообразующей». Что называется, из мухи – слона. Однако в том и есть привлекательность, необычность и легкость, которой иногда так не хватает в большинстве перемудренных мелодрам.
Что же касается «виновницы торжества», то актерской работе Изабель Юппер (знакомой нам по фильмам «Пианистка» Михаэля Ханеке, «8 женщин» Франсуа Озона и др.) можно сказать лишь одно слово: «Браво!»; да и сказать на французский манер с ударением на последний слог. Любые другие дифирамбы будут звучать глупо и нелепо. Чувство вины, обида, разочарование, жестокость, хладнокровие, решительность и неприступность – она сумела совместить в одном образе все внутренние переживание человека. Сыграла женщину, абсолютно не похожую на других, имя которой – Габриэль.