Продюсер Александр Роднянский: "Мы готовы к тому, что поклонники Стругацких могут не принять "Обитаемый остров"
Фильм Федора Бондарчука "Обитаемый остров" еще до выхода в российский прокат - одно из самых обсуждаемых культурных событий года в России. Те, кто уже посмотрел новую киноработу Бондарчука, высказывают самые разные и не всегда однозначные слова: одни восхваляют "Обитаемый остров", другие ругают. Поэтому окончательное мнение о фильме можно будет составить, когда его посмотрит и выскажется широкая публика.
Фильм Федора Бондарчука "Обитаемый остров" еще до выхода в российский прокат - одно из самых обсуждаемых культурных событий года в России. Те, кто уже посмотрел новую киноработу Бондарчука, высказывают самые разные и не всегда однозначные слова: одни восхваляют "Обитаемый остров", другие ругают. Поэтому окончательное мнение о фильме можно будет составить, когда его посмотрит и выскажется широкая публика.
А пока публикуем мнение одного из создателей картины - продюсера и идеолога проекта Александра Роднянского. В интервью "Сибирскому агентству новостей". Он рассказывает, почему взялся за прозу Стругацких, зачем выбрал на главную роль никому не известного актера и боится ли он провала многомилионного российского киноколосса?
- Александр Ефимович, Вам принадлежит идея экранизировать роман "Обитаемый остров". Что Вами двигало - любовь к творчеству Стругацких или коммерческий расчет?
- Я принадлежу к тому поколению людей, для которого братья Стругацкие сделали необычайно много. Для меня они всегда были и остаются большими русскими писателями. Мне нравится, что Стругацкие очень разнообразны в своем творчестве - при всей целостности их произведений есть книги, подобные "Обитаемому острову" - более направленные на молодую аудиторию, сложно и при этом убедительно изложенные и "упакованные" в авантюрный жанр. Поэтому мне всегда было ясно, что проза Стругацких - это замечательная возможность для создания кино. Впервые я прочитал роман Стругацких лет в двенадцать. И уже тогда мне захотелось перенести его на экран. А в силу того, что я рос в кинематографической семье и всегда думал о кино, эта идея сопровождала меня вплоть до начала совместной работы с Федором Бондарчуком - сильным и харизматичным режиссером. Еще во время работы над "9 ротой" я подумал, что он мог бы перенести действие этого сложнейшего романа на пленку. Работа над фильмом "Обитаемый остров" требовала от режиссера владения всеми технологиями современного кинематографа. Ранее, отсутствие таких мастеров делало невозможным экранизацию в России практически любого романа, написанного в жанре научной фантастики или фэнтези.
- Почему вам так запомнился именно "Обитаемый остров", а не другие произедения Стругацких?
- В "Обитаемом острове" хороший сюжет - увлекательнейший, многослойный, способный увлечь своей фабулой, калейдоскопической сменой перипетий и всевозможных событий. Он может понравиться как неискушенным зрителям, так и любителям экшна. Но в то же время в фильме сохранены главные темы творчества Стругацких, которые будут интересны интеллектуалам и, возможно, ценителям именно литературы, а не кино. Кроме этого, в фильме важны характеры. В "Обитаемом острове" видны полноценные, объемные персонажи , которые попадают в предлагаемые обстоятельства и на наших глазах превращаются из совсем молодых и легкомысленных в зрелых и, на мой взгляд, интересных персонажей. Кроме того, публицистическая острота делает роман актуальным и сегодня, и завтра. Как верно заметил Борис Натанович Стругацкий по поводу "Обитаемого острова", он актуален всегда, потому, что тоталитаризм - явление постоянное, константа нашей жизни. Это острая и универсальная история, понятная далеко за пределами России.
- Как Борис Стругацкий отнесся к идее экранизации "Обитаемого острова"?
- Стругацкие всегда хорошо относились к кино, много работали для кино. Удачных экранизаций на сегодняшний день существует, как минимум, две - "Сталкер" Тарковского и "День затмения" Сокурова. И сейчас Алексей Юрьевич Герман заканчивает свою картину "Трудно быть Богом" - наверняка, это будет выдающийся фильм. К роману "Обитаемый остров" Стругацкие всегда относились как к потенциальному кинематографическому сюжету. Его экранизация обсуждалась еще в конце 60-х годов, об этом мне говорил Герман. Борис Натанович видел "9 роту" и написал, что это вполне серьезное, без фанеры, убедительно для него прозвучавшее кино. Еще одним позитивным фактором стало предложение в качестве сценаристов Марины и Сергея Дяченко, к которым он относится с нескрываемой симпатией и уважением. Все это привело к тому, что мы очень легко и быстро договорились.
- Вас заденет, если поклонники творчества Стругацких не примут "Обитаемый остров"?
- Конечно, мне будет ужасно обидно, но, с другой стороны, мы внутренне к этому готовы. На это у нас есть, может быть, примитивный, но единственно возможный, и, главное, абсолютно правдивый ответ. Фильм "Обитаемый остров" - это версия мира Стругацких, бережно изложенная Федором Бондарчуком. Я знаю, что многие поклонники Стругацких были категорически недовольны "Сталкером". Далек от Стругацких и фильм Сокурова. Для меня главная задача -- чтобы фильм сам по себе оказался полноценным, самостоятельным и внятным высказыванием - как с художественной точки зрения, так и с содержательной. Хотя, повторяю, к роману мы отнеслись чрезвычайно уважительно.
- Социологи считают, что новое поколение читателей и зрителей не имеет своих героев, потому что ни кино, ни литература не могут их предложить. Перед фильмом стоит задача явить нового российского героя?
- Безусловно, иначе мы не бились бы над выбором актера на главную роль.Вообще мне представляется очень интересной идея Стругацких предложить в качестве литературной модели совершенного человека, который прибывает в мир, чрезвычайно похожий как на наш сегодняшний мир, так и на мир 60-х годов.Этот совершенный человек, 20-летний оболтус, в XXII веке шатающийся по космосу на своем челноке, случайно оказывается на планете, где разворачивается не игра, а реальная жизнь, с войнами, с убийствами, с жертвами. Мы специально искали на роль главного героя молодого человека, который, как представитель мира совершенного, был бы несказанно хорош собой. Даже страшно, до какой степени он красив. При этом он является воплощением оптимистического представления о будущем, соответственно, он чист. И на этом незамутненном белом листе бумаги ярко проявляются все его естественные реакции, возникающие при столкновении с жесткими конфликтами и проблемами нашей реальной жизни. Поэтому реакция этого мальчишки, восприятие им окружающего мира, делают его очень близким эмоционально и дают возможность молодым зрителям испытать особенные чувства. Мы рассчитываем, что необычный для нашего кино облик актера Василия Степанова в сочетании с его убедительным исполнением роли может сделать Макса Каммерера по-настоящему зрительским героем.
- Интересно, что может заботить продюсера, впервые в России потратившего на производство картины более $ 30 миллионов - как заработать? Или вы за высокое искусство переживаете?
- Я не стал бы использовать слова "высокое" или "низкое", потому что я уважаю прагматичные цели, которые ставят перед собой все продюсеры. Очевидно, что существует, как минимум, тысяча возможностей, используя которые можно было бы успешнее, чем в кинопроизводстве, потратить 30 миллионов долларов. И заработать больше. Но понимаете, мы все заложники своих детских мечтаний. И при этом мы профессионально занимаемся производством кино. И ничего кроме кино делать не хотим. Поэтому внутренняя задача всегда амбициозна: попытаться своими руками, в замечательном коллективе, сделать невозможное - построить убедительный мир и рассказать историю, способную заставить людей волноваться, переживать, смеяться, плакать, о чем-то думать.
- Есть ли в фильме, кроме большого бюджета, что-то новое для российского кинопроизводства?
- Дело в том, что масштаб задуманного предполагал с самого начала, что придется сделать что-то, что до нас не делали. У нас не было задачи устанавливать рекорды или становиться пионерами. Просто было нужно воспроизвести в натуральном объеме полноценный мир, существующий в 2157-м году на другой планете. Мир без фанеры и крашенных картонок. Мир, в который зрители поверили бы. Это привело к тому, что появились 64 декорации. Две из них - это полноценные города. Еще потребовались 4 тысячи костюмов. Мы не могли и не хотели ограничиваться несколькими десятками людей, потому что когда выдаешь примитивные декорации с невнятным количеством людей за полноценно существующий город, это приводит к ощущению фанерности. В фильме участвуют сотни людей, и всех их нужно было одевать. Все костюмы пошиты с учетом индивидуальных особенностей каждого человека. Люди ходят по улицам, и если мы их видим, то у всех них разная обувь. Нужны пятьсот пар обуви. В городах живут женщины. Значит, нужно около 400 украшений. А если идут дожди, то нужны несколько десятков моделей зонтиков. Эти объемы можно назвать пионерскими. Как и съемку массовых сцен, которые обычно требуют использования спецэффектов. Например, сцена танковой атаки во время ядерной войны. Это примерно 550 направленных взрывов в одном кадре, что очень много. Беспрецедентное количество израсходованной пленки, почти 120 километров - тоже факт. Восемьдесят процентов изображения обработано на компьютере. Действие фильма происходит не просто на чужой планете, а на чужой планете с совершенно другим характером света и другим представлением о горизонте. Ее жители уверены в том, что живут на внутренней стороне шара. Значит, горизонт загнут не вниз, как на Земле, а - вверх. Соответственно, свет в небе меняется иначе. И все это мы создаем. При этом фильм снят так, что гипотетически можно было и не делать спецэффектов вообще. Все сделано вживую. Поэтому компьютерная графика если и используется, то для дополнительного эффекта, способного создать психологическое состояние как у героев, так и у зрителей.
- Во время съемок в вас говорило режиссерское начало? В смысле -- предлагали ли Вы Бондарчуку свое видение определенных сцен?
- Я верю, что продюсер -- это профессия не финансово-организационная, как воспринимается многими, а именно творческая. Но давайте называть вещи своими именами: "Обитаемый остров" - фильм режиссерский, и, безусловно, несет в себе режиссерскую интонацию и отпечаток режиссерского представления о фильме и о мире, которые он создал. Я обсуждал с Федором Бондарчуком все и очень подробно, пытался максимально детально втянуться во все мелочи, но творческие решения всегда принимал режиссер-постановщик. Продюсер -- это единственный человек, который ведет фильм на всех этапах: от появления идеи до завершения кинопроката. Он как носитель определенного замысла, как хранитель базовой идеи тренда, как человек, пытающийся совместить усилия очень разных людей, вступает в отношения со всеми на разных этапах. Режиссер, как ни странно, включается позже и заканчивает свою работу раньше продюсера, но именно он становится царем, абсолютным хозяином группы, и остается до конца творческим лицом фильма. Это означает, что режиссерское начало во мне не говорит, но продюсерское -- безусловно. Я давно договорился сам с собой о том, что мой режиссерский опыт никоим образом не означает моего права на грубое вмешательство в деятельность других. Это, напротив, помогает мне уважать режиссерскую работу моих друзей, коллег, и особенно, Федора Бондарчука.
- Почему кинопроект "Обитаемый остров" состоит из двух фильмов?
- Мы не хотели упрощать книгу, превращать ее в публицистический памфлет. У нас было 28 версий сценария. Мы столкнулись с тем, что, сокращая и выбрасывая некие этапы внутреннего развития героя, многое теряем. Для того чтобы сохранить эту историю, необходимо было делать длинное кино. Согласитесь, 4 часа в кинозале выдержат не многие зрители. Поэтому решили выпустить два фильм: второй выйдет в апреле.