Улитки, которые нас удивили
Татьяна Мордвинова, главный специалист департамента науки и инновационной деятельности СФУ: «Расскажу, почему улитки заслуживают нашей любви и уважения. Ведь они могут даже в космос полететь!».
Помнится, было мне шесть лет. Папа сказал: ребёнку нужно окрепнуть и загореть хорошенько перед походом в первый класс. И вот я впервые попадаю в Крым: а там середина июня, море и пышные сады вокруг — диво дивное для ребенка, привыкшего чихать от пыли и беспощадных свалявшихся комков тополиного пуха, проникающих в нос и горло. Но дело не в этом. Первый вечер в Алуште мы провели, сидя вокруг покосившегося деревянного стола под гигантским (в мои шесть лет многие предметы обладали таким свойством) раскидистым абрикосовым деревом. А на дереве, на сетчатом заборе и просто даже на широкой скамье, где мы уселись всей семьёй, — пестрели коричневые бусины, оказавшиеся вблизи виноградными улитками. Со всем усердием девочки, невесть зачем прочитавшей биографию Тургенева в самолёте, я принялась собирать улиток в пластмассовое ведро. А утром, увы, ни одной рогатой красавицы в ведёрке не оказалось — расползлись и попрятались, будто вся эта шевелящаяся компания мне просто приснилась.
А теперь лирику в сторону, друзья. Помимо способности исчезать в панцире (и вообще носить его с собой всю жизнь) улитки могут стать полноценной едой. И не просто банальным каким-нибудь средиземноморским деликатесом, тушёным в вине с розмарином, а очень даже космическим питанием!
Не так давно на научных порталах и в выпусках новостей (например, на канале Russia Today)1 прозвучала новость: красноярские биофизики предложили кормить колонизаторов других планет улитками.
Учёные доказали, что гигантские африканские наземные улитки Achatina fulica станут ценной добавкой в рационе будущих космических поселенцев. При разработке элементов системы жизнеобеспечения будущих колоний на других планетах биофизики исследовали способность этих улиток потреблять и перерабатывать несъедобную биомассу растений и пищевые отходы, рассчитали скорость роста улиток и сделали анализ их питательной ценности2.
Оказалось, что за счёт введения в систему улиток продовольственную независимость биорегенеративной системы жизнеобеспечения можно увеличить до 97%. А максимальное количество мяса улитки (в расчёте на одного члена экипажа в сутки) составит примерно 497 граммов.
Напомню: начиная с 70-х годов прошлого века, в Институте биофизики СО РАН (г. Красноярск) ведутся работы по созданию замкнутых систем жизнеобеспечения. Исследования начали по заказу Сергея Королева — знаменитого советского конструктора и основоположника практической космонавтики.
Изначально эти замкнутые системы жизнеобеспечения разрабатывались в надежде, что когда-то они станут основой для работы постоянных станций на Луне (а может быть, и на других планетах). Проект предполагал, что вода, воздух, пища должны производиться внутри самой системы, а не доставляться в космос с Земли.
На сегодняшний день масштабные эксперименты с замкнутыми системами с участием человека не проводятся, но разработка некоторых элементов будущей системы всё же идёт.
И вот красноярские биофизики решили «встроить» в замкнутую систему жизнеобеспечения этих самых африканских улиток, и оказалось, что животные там вполне уместны. То есть, они способны в нужных объёмах потреблять и перерабатывать пищевые отходы, образующиеся в результате жизни «космических путешественников», и при этом обеспечивают экипаж животным белком (то есть, простите, своими съедобными и даже вкусными тушками).
Кстати о вкусе: авторы исследования как истинные учёные пошли до конца в своём научном любопытстве и попробовали подопытных «на зуб». Оказалось, мясо выращенных в лаборатории улиток напоминает по вкусу печень.
Но, как говорится, улитки — это не только почти полкилограмма ценного мяса, это ещё и… транспорт! Группа ученых из университета Киля (Германия), изучала способы, какими нематоды — маленькие животные с ограниченными физическими возможностями — способны передвигаться на большие расстояния, чтобы найти новую пищу. Оказалось, что слизни и другие беспозвоночные служат транспортным средством для различных видов червей (об этом пишет журнал BMC Ecology)
Команда учёных исследовала более 400 видов беспозвоночных, включая мух, многоножек, пауков, жуков и саранчу. Проведя вскрытие и микроскопический анализ, исследователи проверили их на наличие нематодов.
Результаты показали, что нематоды чаще всего встречаются в слизнях, мокрицах и многоножках. То есть, черви проникают в кишечник, размножаются там и впоследствии выводятся с каловыми массами.
В ходе эксперимента учёные вводили в слизней порядка 1 185 000 флуоресцентно-меченых червей (это значит, что червячки приобретали полезную для исследователей способность светиться в определённых условиях). На основе дальнейших анализов было подтверждено, что черви выжили и чувствовали себя прекрасно, пройдя через пищеварительную систему слизней. Учёные также предположили, что не только перемещения ради нематоды «ловят» слизневое «такси»: бактерии внутри беспозвоночных могут служить кормом для червей.
Каким бы противным не выглядел поступок нематод с нашей, человеческой точки зрения, посудите сами, что ещё им остаётся? Нематоды обычно встречаются в своеобразной среде, например, в гниющем растительном материале. Такая среда характеризуется высоким уровнем непредсказуемости, и часто возникает необходимость перемещения в новые места. А как это сделать, если ты очень маленькое и к тому же безногое существо? А вот так: «Эй, улитка, не подбросишь во-о-он до того куста?».
В общем, дорогие любители науки, если вам в жизни доведётся повстречать улитку — отнеситесь к ней уважительно. Эти создания появились на Земле более 500 миллионов лет назад. У них 25 тысяч зубов, напоминающих тёрку, и всего одна нога. Благодаря слизи, выделяющейся при движении, улитки этой ногой могут проползти даже по острому лезвию: слизистая «подушка» не даст пораниться. А ещё у большинства улиток панцирь закручивается вправо и только в редких случаях можно встретить улитку с левозакрученным «домиком»…