Мой Высоцкий
С творчеством Высоцкого я познакомилась, когда в доме появился видеомагнитофон и две кассеты с комедиями Гайдая. Какое это было захватывающее зрелище — смотреть сразу несколько фильмов подряд (о нон-стопах в кинотеатрах тогда не было и речи). «Иван Васильевич меняет профессию» — сказка о машине времени («...это так можно любую стенку отодвинуть...»), где два, внешне схожих, но внутренне различных героя (естественно, обоих сыграл один потрясающий актёр Юрий Яковлев, знакомый мне уже по новогодним показам фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром») «меняются» временем. И современный герой попадает в прошлое — смутные времена правления Ивана Грозного, а Иван Грозный в светлое предперестроечное будущее. Вот там-то и появляется наш главный герой (с имени которого я и начала свой рассказ), вернее, его творчество. Помните момент, когда Царь, присев на кушетку в квартире советского инженера Шурика, случайно нажимает пусковую кнопку магнитофона, откуда незамедлительно вырывается раскатистое «эх, раз, да ещё раз»!?
Затем были открыты «Кони привередливые», «Скалолазка» и «Диалог у телевизора».
О том, что я буду петь песни «скрипучего» исполнителя даже мысли не возникало... до 2009 года, когда мне случайно попалась запись «Баллады о Любви» в современном, мелодичном переложении Владимира Преснякова-мл. А потом был январь и предложение поучаствовать в концерте, посвящённом памяти Высоцкого. На сцену я вышла с вышеупомянутой «Балладой»...
Потом меня увлёк музыкальный театр, где песен Высоцкого (к сожалению) не поют.
Но на одном из телевизионных эфиров в 2015 году (да-да, некоторое время я «играла роль телеведущей») я познакомилась с Романом Энгельгардом, который в предверии январского концерта «Красноярск поёт Высоцкого» рассказывал телезрителям, собственно, об этом самом концерте. Надо ли говорить, что после эфира я позвонила Роману и сказала, что в моем репертуаре есть песни (!) Владимира Семёновича, и что я с удовольствием приняла бы участие в этом концерте (мне кажется, оставалась всего неделя).
Роман думал недолго и спустя некоторое время предложил мне выступить вместе с группой «Мятный бриз» и исполнить... «Балладу о любви». Это было незабываемое (для меня) выступление — тогда ещё на площадке КИЦа. Пока трехмесячный сын посапывал в люльке, мама распевала «...я поля влюблённым постелю...».
Потом была осень 2015, сольный концерт «Мне нравится, что…» и в моем репертуаре появились «Песня Марьи» и «Я несла свою беду». Концерт, посвящённый дню Великой Победы, подарил «Песню о Земле».
В декабре ушедшего года мне написал фронт-мэн группы «Второе дыхание» Константин Дейнеко с предложением спеть песню «Парус»... И тут меня застопорило... Я — вся такая драматично-романтичная, а тут «Парус», да ещё и в обработке как у Лепса. Как петь? Что делать?
Это выступление 22 января на сцене БКЗ я назвала Крещением. В прямом смысле! Вспомните свое ощущение перед первым купанием в ледяной проруби — вы не знаете, что вас ждёт, но назад дороги нет (вы ведь приняли решение сделать это). Поэтому — отрыв, хардкор и всякие другие иноземные (для меня тогда) слова в этом духе.
Я и опомниться не успела, как все случилось! По отзывам зрителей — было огненно! Надеюсь, что Владимир Семёнович тоже бы это одобрил...
Стоит отметить, что организаторы в этом году расширили функционал фестиваля и, помимо концерта, посвящённого памяти Высоцкого, учредили премию общественного признания «Босые души» (цитатой стихотворения «К поэтам»), лауреатами которой стали люди, «чья профессиональная, творческая, жизненная позиции созвучны с темами творчества и гражданской позиции Высоцкого». Врач Екатерина Сухарева, тренеры — Николай Захаров и Владимир Коврижных, преподаватель Владимир Дюков, подполковник полиции Александр Удовенко. И две потрясающих женщины, которые неравнодушны к судьбам других — пресс-секретарь благотворительного фонда «Добро24» Ольга Абанцева и руководитель команды «Step by Step» Наталья Каптелинина, чья личная история до слез поразила и меня, и весь зал, который стоя аплодировал этой женщине с большим сердцем.
О концерте. Было много лирики, много знакомых песен, которым хотелось вторить, были и открытия. Приятно из года в год от январского концерта к июльскому видеть постоянных участников. Приятно открывать для себя исполнителей в песнях Владимира Семеновича. Но для меня Высоцкий, в первую очередь, поэт. Поэтому я очень трепетна к слову в его песнях, ведь в них надрыв, надлом, характер, судьба. Поэтому я совершенно болезненно отношусь к исполнению, в котором смещаются акценты — в сторону аранжировки, движений, а то и внешнего вида. И искренне не понимаю, зачем, исполняя песню Высоцкого, имитировать голос Высоцкого?! Ведь стоит только почувствовать "его слово" и произойдёт магия... И она произошла! Номер, который «взволновал меня, потряс» (угадайте, откуда цитата?!). Это было выступление Яниса Шкляева и хора вокального отделения колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича под управлением Ольги Миковой. «Лирическая» была превосходна! Целая жизнь, история любви, уложенная в три минуты. Тонко, душевно, музыкально. В таких моментах ты открываешь для себя нового, своего Высоцкого, ты открываешь себя в себе...