Алла Забровская:"В первую очередь Google работает для своих пользователей"
Sibnovosti.ru встретились с PR-директором Google в России
«Гугл тебе в помощь», «спроси у Гугла», «загугли» - для обычного интернет-пользователя эти фразы являются вполне привычными. Чуть что, мы тут же делаем один клик мышкой и ищем ответы на свои многочисленные вопросы на безграничных просторах всемирной паутины.
Sibnovosti.ru встретились с PR-директором Google в России Аллой Забровской и узнали, почему интернет так уверенно вошел в наши жизни, там и оставшись. О поведении в сети, «духе времени» и пиратстве — читайте в интервью.
Алла, добрый день. Что Вы думаете по поводу ужесточения цензуры в интернете? Резонно ли это? Поддерживает ли компания множественные нововведения, которые сейчас активно вводит государство?
Интернет — достаточно молодая технология, в этом году ему исполняется всего 45 лет. И, естественно, людям еще предстоит выработать правила поведения в сети: что социально приемлемо, а что — нет. О каких-то вещах люди уже сегодня договорились. Возьмем, к примеру, детскую порнографию. Все страны и все интернет-компании согласны, что с этим надо бороться и прилагают большие усилия, чтобы не допустить появление подобных материалов в сети. Но есть и другие, не столь очевидные, темы — и по ним тоже нужно договориваться. Более того, делать это надо на глобальном уровне, потому что интернет не знает границ. Пакеты информации пересекают границы также легко, как если бы они витали в воздухе.
В интернет-пространстве очень сложно ограничить свободу рамками какой-то одной страны. Мы знаем примеры, когда правительства пытаются предпринять подобные меры, например, китайский фаервол (firewall - система ограничивающая доступ к определенным ресурсам). Но ведь находятся люди, которые их обходят. И что теперь — отключить электричество? Тут только один выход: договариваться всем миром.
Недавно в Иране заблокировали Instagram, в Турции — Twitter. Многие ограничения зависят от огромного количества факторов: менталитет, традиции, даже религия.
Естественно, в каждой стране есть свои особенности. И международные компании, работающие на локальных рынках, исполняют местные законы. Но не стоит забывать — интернет стал серьезной составляющей экономики многих стран, именно благодаря своей открытости и принципам саморегулирования, на основе которых он развивался. А если говорить о поведении в сети, то здесь применимы те же принципы, которые действуют в реальной жизни.
Мы учим своих детей, что нельзя беспричинно обзывать, обижать, унижать других людей. Но бывает, что пользователи оставляют в сети оскорбительные комментарии, которые они вряд ли бы высказали в лицо сидящему перед ними человеку.
Сейчас все еще идет адаптация к сетевым реалиям. Но люди уже проходили подобные ситуации и справились с ними. В начале прошлого века, когда появились первые переносные фотокамеры, повсюду начали появляться снимки девушек с пляжей. Хоть и купальники тогда были гораздо более пуританские, эта пикантная тема вызывала большой интерес. А что сейчас? Вы где-нибудь видели людей, носящихся по пляжу и фотографирующих девушек в бикини?
Со временем выработались правила, что нельзя фотографировать другого человека, не спросив у него разрешения. Это не записано в каком-то кодексе или уставе. Эти правила постепенно выработало само человечество. В этом плане у меня к нему большой кредит доверия — мы способны сами создавать правила и следовать им.
Сейчас также идет серьезная борьба с пиратством. Какая политика у Google в этом вопросе?
Здесь все достаточно просто: все с детства прекрасно знают, что воровать плохо. Труд людей должен быть оплачен. Google ведет работу с копирайтом по нескольким направлениям.
Первое и главное заключается в том, что нужно создать альтернативные бизнес-модели. Как показывает практика, пользователи не стремятся во что бы то ни стало найти что-то бесплатное. Пусть плохого качества, прикладывая много усилий, но обязательно скачать из интернета и сэкономить полкопейки.
Альтернативные модели, которые сегодня уже достаточно разнообразны, разрабатываются не только Google. Примером может быть Стив Джобс, который в свое время решил продавать не альбомы, а отдельные песни через iTunes. Он дал людям выбор. Есть и другие сервисы, например Spotify: с момента его появления в Швеции в 2009 году, в этой стране на 25% сократилось количество незаконных скачиваний музыки.
Также сейчас есть уже много музыкальных групп, которые поняли, что они зарабатывают гораздо больше на концертах, нежели продавая свои диски. Они стали бесплатно выкладывать свои песни в интернет, для того, чтобы создать ажиотаж вокруг своего творчества, и потом уже, разъезжая по гастролям, зарабатывают деньги выступлениями в живую. И снова выбор.
У Google тоже есть такие модели. Еще в 2007 году мы создали партнерскую программу на YouTube, которая позволяет производителям контента зарабатывать деньги на рекламе, а людям бесплатно смотреть их работы. Сейчас у нас более миллиона партнеров. Они получают больше половины отчислений от рекламы, которая показывается на их каналах. Таким образом, у креаторов есть источник заработка, а у пользователей - возможность легко и легально получить доступ к их творчеству. В интернет-магазине Google Play можно приобрести или скачать бесплатно практически все: книги, фильмы, музыку, приложения, игры. Многие авторы выбирают модель, при которой ползователь не платит за скачивание, но ему показывают рекламу, и таким образом творческие люди монетизируют продукт своего труда.
Есть и второй момент — как сделать пиратство неприбыльным? Ответ один - перекрыть поток денег. Здесь компании тоже много работают, следя за тем, чтобы пиратские сайты не имели возможность размещать рекламу и монетизироваться.
Еще одно важное направление — это создание технологических решений. У нас на YouTube, например, есть такая технология как Сontent ID —идентификация контента. По сути, это система позволяет различать и находить соответствие аудио- и видеоконтента. Наши партнеры предоставляют нам так называемые «отпечатки файлов» - образец их контента. Мы сканируем их и храним у себя в базе. Любой ролик, загружаемый на YouTube, в режиме реального времени сверяется с этой базой. И если выясняется,что файл, который загружает какой-то пользователь, соответствует тому, что предоставил нам правообладатель, то владелец контента получает уведомление. У него есть возможность выбора.
Он может позволить оставить видео на платформе и получать деньги от показа рекламы. Может отказаться от монетизации, но захотеть получать статистику по этому видео: откуда приходят пользователи, сколько они проводят времени, просматривая видео. Либо может запретить другим пользователям загружать свой контент.
Эта система ежедневно сканирует 250 лет видео. Объемы YouTube, конечно, впечатляют. Каждую минуту пользователи загружают около 100 часов видео. Делать премодерацию такого объема — невозможно. Поэтому мы полагаемся на активное сообщество YouTube: пользователи сами отмечают видео, которые не соответствует правилам YouTube. В них сказано, что вы можете загружать только принадлежащий вам контент. Отмеченные пользователями видео попадают к модераторам YouTube, которые его проверяют и принимают решения по блокировке.
Сейчас в сети где-то 60 триллионов адресов, и эта цифра все время растет. Большинство этих страниц не нарушает авторские права — это оригинальный контент. Поисковые роботы, сканирующие Интернет ,не в состоянии понять, какой материал оригинальный, а какой является вторичным. Поэтому мы предлагаем правообладателям через специальную форму заявить свое право на контент, находящийся в поиске.
Когда Google получает такое уведомление, и право подтверждается, то мы удаляем этот материал из поисковой выдачи. В 2012 году мы получили заявки от правообладателей на удаление 57 миллионов веб-страниц, и в 97% случаев мы удовлетворили эти запросы.
В этой истории важно следить, чтобы возможность удаления пиратского контента не использовалась в нечестной конкурентной борьбе или для цензурирования Интернета.
Возможно ли обычному человеку увидеть, чем именно интересовались интернер-пользователи в течение этого дня, месяца, года?
У поисковиков есть уникальная возможность наблюдать возрастающий интерес жителей разных странах к какой-то теме в тот или иной период времени. Поиск - это зеркало, отражающее то, чем живут и интересуются люди. У нас есть даже такое понятие внутри компании «Zeitgeist» («Дух времени»). В конце года мы обычно выпускаем такие «цайтгайсты» или рейтинги, рассказывая о том, какие события или явления люди искали чаще всего. Иногда результаты бывают самые неожиданные, особенно если речь идет о мемах. В прошлом году, например, одим из трендов был вопрос «Почему я шампунь?» Также у нас есть Google Тренды, этот сервис дает возможность любому пользователю послеживать рост популярности поисковых запросов.
Расскажите о каких-то последних проведенных акциях или мероприятиях, которые вызвали наибольший пользовательский резонанс?
Весной мы проводили конкурс «Дудл для Гугл», когда дети школьного возраста в честь Дня Космонавтики создавали так называемые «дудлы» (тематические рисунки, которые в последствии размещаются на главной странице вместо основного логотипа, чтобы отметить какое-то важное событие или дату).
Когда приходят эти рисунки, удивляешься, насколько они креативные и живые. Мало того, что многие дети потрясающе рисуют. Они придумывают такие интересные сюжеты, которые взрослому человеку даже в голову не придут.
В апреле мы подводили итоги еще одного конкурса «Цифровое поколение».Здесь подросткам предлагалось прислать на суд жюри действующие интернет-проекты: сайты, блоги, сервисы, которые бы имели социальную значимость. Выиграл молодой человек из Ленинградской области, которыйсоздал систему автоматического мониторинга радиационной активности. Замечательно то, что молодые люди уже сегодня активно используют Интернет и его возможности для собственного развития и для того, чтобы помогать другим.
Но если говорить о Google, то для нас в первую очередь важны сервисы, которые помогают сделать жизнь людей проще и удобнее. Недавно мы объявили о новых возможностях голосового поиска и управления мобильным телефоном. Google начал разговаривать по-русски, выдавая на некоторые типы запросов не список ссылок, а конкретный ответ, причем произнося его вслух.
Пока еще это не те разумные роботы, которых мы видим в фантастических фильмах, но это, безусловно, начало диалога человека и машины. Подобные вещи упрощают нашу жизнь: люди с плохим зрением могут получить ответ, не смотря на экран, вы можете общаться с мобильным телефоном, когда у вас заняты руки, например, вы ведете машину. Вы можете давать своему телефону небольшие поручения - напомнить о чем-то, отправить смс, показать вам что-то.
Как ведется отбор в вашу команду? Он жесткий?
У хороших специалистов есть реальные шансы попасть в команду. У нас достаточно много открытых вакансий в Москве и Санкт-Петербурге. Я бы не сказала, что отбор жесткий и требования какие-то заоблачные, но он и не простой. Мы выдвигаем требования, которые любой работодатель предъявляет к будущему сотруднику. Мы ищем людей профессиональных, творческих, открытых к новому, которые способны придумывать вещи, выходящие за рамки привычного.
Также есть одно практическое требование — знание английского языка, и оно обязательно. Неважно в каком отделе вы работаете, контакт с командами из других стран происходит постоянно.
А российская команда чем-то отличается от зарубежных?
Нет, никаких резких отличий и особенностей я не вижу. По сути Google - это одна большая команда.
В прошлом году вышел фильм «Кадры» с Винсом Воном и Оуэном Уилсоном. У многих создалось впечатление, что в компании Google именно так проходит рабочий процесс.
Естественно, это художественный вымысел. Хотя съемки на самом деле проходили в головном офисе Google.
А вы там были?
Да, конечно. И он действительно впечатляет. Офисы в других странах значительно меньше, но все они интересные и необычные, со своейизюминкой. Один этаж московского офиса оформлен в стиле русских сказок, любимых мультиков, на которых мы все выросли, а второй — в стилистике московского метро. Конечно, у нас, как в любом офисе, есть чисто функциональные рабочие места, но обязательно присутсвуют и такие творчески оформленные зоны, чтобы люди могли переключаться с рутинной работы на креатив.
Недавно Госдума всерьез задумалась над тем, чтобы превратить «Яндекс. Новости» в СМИ. Как вы думаете, поисковик можно считать средством массовой информации?
Нужно правильно представлять принципы работы новостного агрегатора. Новости Google, например, - это полностью автоматизированный сервис. Там нет никаких редакторов, которые принимают решение, какая новость важнее.Список новостей формируется алгоритмами, которые учитывают совокупный интерес СМИ к той или иной теме. Агрегатор дает только ссылки на новости, описанные журналистами, переводя читателей на страницы соотвествующих новостных ресурсов. А законы, которые регулируют работу СМИ, уже существуют.
Недавно в России начал работу новый поисковик «Спутник». Он сможет составить конкуренцию другим?
Пока еще рано делать прогнозы, насколько я знаю поиск Спутник еще работает в тестовом режиме. Если говорить о конкуренции в принципе, то это, безусловно, позитивный процесс. В Интернете ваш конкурент находится в одном «клике» от вас. Один щелчок, и ты уже на другой странице. Конкуренция мотивирует нас делать больше полезных сервисов и внедрять новые технологии. Главное, чтобы конкуренция была честной, а соперничество шло в области инноваций. Тогда выиграют все - а в первую очередь пользователи, ведь мы работаем именно для них.