Канский международный кинофестиваль под угрозой срыва
Посетители Канского кинофестиваля в этом году, возможно, не смогут увидеть часть запланированных картин. Причина - новые поправки в федеральный закон, которые требуют обязательного получения прокатного удостоверения для любого показа фильма. Таким образом государство хочет оградить зрителей от нецензурной брани и откровенных сцен в кино.
- "Вся нецензурная лексика в этом фильме запикана."
Занимательная этология" - фильм покоривший последний Кинотавр. Главная особенность - две трети диалогов обильно приправлены непобедимым русским матом. Герой известного на всю страну Гоши Куценко его откровенно не стесняется и даже гордится ораторским талантом. Картина имела бы все шансы стать гвоздем и других всевозможных фестивалей, но с 1 июля еще более непобедимый федеральный закон нецензурную брань запрещает полностью и безвозвратно. Не стал исключением и канский видеофест, давно ставший настоящим брендом большого края. Эксперты мягко говоря удивлены, но в оценках пока сдержаны.
ДМИТРИЙ КУДРЯВЦЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КГБУК "КРАСНОЯРСКИЙ КИНОГРАФ": "Мы потеряем часть какого-то колорита фестивального кино. тем не менее люди, я думаю, режиссеры перестроятся и будут работать по-новому. разные варианты, допустим, снимают сейчас по две версии фильма".
Новые правила не делают разницы между прокатом и показом. Больше трех человек у экрана и уже необходимо получать специальное прокатное удостоверение, собрать с десяток различных бумажек в Министерстве культуры. Отстоять очередь в государственный киноархив. В результате процедура может растянуться на несколько месяцев. Исключение только для зарубежного кино. Ноу- хау по мнению организаторов Канского фестиваля, так же лишило плейлист кинофорума десятка картин.
ПАВЕЛ ЛАБАЗОВ, ВИДЕОРЕЖИССЕР, ДИРЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО КАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ: "Это очень обидно, потому что отечественный режиссер и зритель тоже отечественный.То есть люди не будут знать, что нового делается именно у нас".
По словам экспертов молодые режиссеры чаще всего начинают карьеру именно с неформатного кино. К примеру в Красноярске сейчас идут съемки фильма ужасов "прыжок в преисподнюю". Картина рассказывает об экстремальном виде спорта "роуп-джампинг". А тут ставят новые рамки. Администраторы киноленты не представляют фильма о субкультуре без экспрессивной лексики.
ЕГОР СЕМЁНОВ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР ФИЛЬМА: "Мы снимаем ужас, и это все-таки молодежный формат. И естественно, какие-то крепкие словцы, слова будут присутствовать там. Просто чтобы придать картине определенный эмоциональный окрас".
В творческих кругах есть опасения и по поводу того, что в законе нет конкретного перечня слов, которые следует считать нецензурными. Проверять фильмы на пригодность будет некий экспертный совет. Служители искусства уверены: художника не должен оценивать чиновник. В противном случае субъективизма не избежать.
АНДРЕЙ НЯНЬЧУК, РЕЖИССЕР: "На моем веку были столкновения, когда я понимал, что это справедливо, но и было, когда я понимал, что это вкусовщина чистой воды. Нас закрывали, потому что просто не нравится. И на вопрос: а почему? - просто не нравится. А в силу того, что я властью обладаю, а ты нет, мы вот на этом и заканчиваем разговор".
Впрочем организаторы того же Канского фестиваля не отчаиваются. Есть и запасной план. Жюри будет отсматривать не получившие допуск картины в приватном порядке. По одному, в своих гостиничных номерах. Все это конечно напоминает советские годы, ночные просмотры и запрещенные видеосалоны.