«БРИКС: в зеркале времен». В чем совпадают интересы РФ и Бразилии
Девятнадцатый выпуск совместного проекта TV BRICS и ГАУГН посвящен потенциалу сотрудничества РФ и Бразилии.
В девятнадцатом выпуске совместного проекта международной сети TV BRICS и ГАУГН «БРИКС: в зеркале времен», посвященном взаимодействию России и Бразилии в рамках объединения БРИКС, Алла Борзова, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, рассказала о перспективных направлениях сотрудничества РФ и Бразилии.
Проект поддержан грантом Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».
Бразилия является одним из основателей БРИКС. Сегодня понятно, что это объединение – значимый шаг на пути к мультиполярному миру, в котором учитываются интересы абсолютно всех государств. В каких сферах они совпадают у России и Бразилии и чем им может быть выгодна единая валюта БРИКС?
– Для начала давайте вспомним, как образовался БРИКС и почему Бразилия вошла в число полноправных членов пятерки?
– С точки зрения России, понятно, это идея Примакова «Россия – Индия – Китай» – вот этот треугольник. Бразилия находится совершенно на другом континенте. Казалось бы, особых интересов, точек соприкосновения быть не должно, но в Бразилии тоже развивалась идея сотрудничества так называемых стран-китов, то есть стран, огромных по территории, имеющих значительную численность населения, огромный сырьевой потенциал, но в глобальной системе не так достойно представленных. Поэтому, когда в 2009 году на первом саммите в Екатеринбурге прошла встреча четверки (Китай, Индия, Россия и Бразилия), Бразилия проявила интерес, поскольку там обсуждали глобальную продовольственную безопасность, экономику, проблемы мирового развития и была принята декларация «Перспективы для диалога между Бразилией, Россией, Индией и Китаем». Собственно, вот 2009 год – это основание БРИКС.
Буквально за несколько лет торговля Бразилии в рамках БРИК выросла почти в 13 раз, что показывает крайнюю заинтересованность Бразилии в развитии сотрудничества между странами-гигантами, странами-китами, кирпичиками, фундаментом мировой экономики. Когда президентом стала Дилма Руссефф (третий саммит БРИКС, 2011 год, Санья, КНР), сотрудничество Бразилии с БРИКС становится стратегическим. На пятом саммите встает вопрос о создании Банка БРИК, после присоединения ЮАР он называется Банком БРИКС.
Дальше я выделяю вклад Бразилии на шестом саммите, это Форталеза. Основное внимание было приковано к устойчивому развитию, Бразилия подготовила документы о Банке развития БРИКС и создании пула резервных валют. В 2015 году подтверждено создание Банка БРИКС, определен первоначальный капитал в 100 миллиардов долларов США. И идет, в общем-то, сопряжение ряда инвестиционных проектов в рамках БРИКС с экономической зоной Шелкового пути – то, что предложил Китай, чем как раз заинтересовалась Бразилия.
В 2017 году началась активизация деятельности Нового банка развития, то есть Банка БРИКС. В марте 2023 года во главе Банка встала Дилма Руссефф – экс-президент Бразилии. Она видный экономист, волевая женщина. Сейчас банк работает в соответствии со стратегией развития 2022–2026 годов. Предполагается, что Дилма Руссефф будет возглавлять этот банк до 2025 года. Я посмотрела сайт банка, там представлены все инфраструктурные проекты, проекты по противодействию климатическим изменениям – можно кликнуть на любой, посмотреть, где, как и когда он реализуется, сколько затрачено средств.
Бразилия тоже берет кредиты в этом банке. Россия взяла несколько кредитов на реализацию проектов, в частности на северо-западе нашей страны. Интересно устроен Банк БРИКС: пять членов, и каждая страна имеет 19,42 процента голосов и председателя, то есть речь идет об абсолютно равном представительстве.
Дальше идея о пуле национальных валют была предложена нашим президентом, а сейчас бразильский лидер Лула да Силва выдвинул идею ввести в БРИКС расчет в национальных валютах, идет разговор и о валюте БРИКС.
– Какие цели перед собой ставит Бразилия, участвуя в БРИКС, и совпадают ли эти цели с Россией?
– БРИКС сейчас, особенно в последние два-три года, показывает свою востребованность и актуальность и для Бразилии, и для России. То есть это оказалась платформа для многостороннего сотрудничества, без ограничений. Что обсуждают Россия и БРИКС: прежде всего вопросы развития, политические вопросы, торговлю, инвестиции, энергетику, климат, борьбу с терроризмом. Обсуждается также многополярный мировой порядок, то, что интересует всю «пятерку», а не только Россию и Бразилию. Две страны также интересует вопрос расширения БРИКС.
Лула объявил, что будет очень внимателен к региональной интеграции – это МЕРКОСУР. Лула готов возродить УНАСУР – южное объединение, южный рынок, десять стран Южной Америки. А для нас было бы выгодно установить, кроме меморандума о взаимопонимании, реальные отношения между МЕРКОСУР и ЕАЭС.
Бразилию интересуют прежде всего наши удобрения. Это тот товар, который пользуется спросом не только в Латинской Америке и конкретно в Бразилии, но и по всему миру. Потенциал для нашего сотрудничества огромен, так как в Бразилии существует продовольственная проблема: под выращивание сельскохозяйственной продукции занято всего 8% территории. У нас же – гораздо больше, но у нас зона рискованного земледелия. Многие технологии, которые использует Бразилия, могли бы использовать мы.
Я написала статью по деятельности бразильской сельскохозяйственной исследовательской компании ЭМБРАПА – это частно-государственное предприятие, оно возглавляет сеть национальных сельскохозяйственных исследований. Я бы хотела привести некоторые конкретные примеры.
Бразилия, допустим, в странах Западной Африки, вывела специальный рис, который можно выращивать на засоленных почвах. То есть почву не нужно опреснять, это решение продовольственной проблемы в ряде стран Западной Африки. Бразилия курирует производства хлопка, тонкого волокнистого хлопка, она распространяет эти технологии в странах Латинской Америки, в странах Африки. Очень популярна программа Cotton-4 (хлопок-4). Бразилия сумела сконструировать хлопкоуборочный комбайн.
Далее хотела бы упомянуть о проблеме возобновляемых источников энергии. Около 20 процентов электроэнергии Бразилия получает от ветряных источников. У нас процент гораздо ниже, значит, мы могли бы обменяться технологиями, потому что то, что используется у нас, могло бы иметь более высокий коэффициент полезного действия. Нельзя не сказать о замкнутой системе производства, сохранении экологии. У нас есть определенные достижения, и у них тоже. Бразилию интересует строительство гидроэлектростанций. Небольшие атомные электростанции, которые у нас работают на севере, крайне востребованы в Бразилии.
Кроме того, большими перспективами обладает сотрудничество в сфере IT-технологий. Все это нужно развивать. В Бразилии есть агентство по сотрудничеству АВС, находится под эгидой МИД, оно разработало учебник по техническому сотрудничеству – то есть как оценивать проекты, отбирать их и, самое главное, как отсечь коррупционную составляющую. Все эти этапы нужно посмотреть, то есть сотрудничать с агентством АВС нам просто необходимо, а оно сотрудничает с 8 или 10 странами мира.
Далее хотелось бы поговорить о проблеме здравоохранения. Она серьезна и в Бразилии, она существует и у нас, и, естественно, в Африке. Здесь нужны совместные проекты. Нам можно опереться на бразильский Фонд Освалду Круса, который работает при Министерстве здравоохранения, занимается разработкой вакцин, лекарств, препаратами, диагностическими наборами и так далее. Фонд Освалду Круса взаимодействует с аналогичными учреждениями в 50 странах мира. Я думаю, если сотрудничество будет успешным, как оно развивается у Бразилии с Индией, у Бразилии с Китаем, и наш треугольник, Россия, Индия и Китай, то оно будет привлекать другие страны. И это станет очередным полюсом формирования многополярного мира.
По материалам TV BRICS.