За закрытой дверью. Показываем изнутри кухню и столовую школы №154 в Красноярске
Готовить ученикам здесь будут самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. Рассказываем, почему этой системе можно позавидовать
Журналист Sibnovosti.ru побывал на кухне и в столовой школы №154. Это одна из немногих школ города (всего подобных 25), где еду готовят самостоятельно, без привлечения сторонних контрагентов. Мы также пообщались с директором Ольгой Курыгиной, которая рассказала, почему некоторые дети отказываются питаться в школе, чем отличается домашняя еда от школьной, и как создавалось уникальное школьное кафе. Смотрите фоторепортаж с места.
На входе в, казалось бы, обычную столовую, красуется деревянная табличка «Школьное кафе». Стены украшены разнообразными рисунками с изображением продуктов, висит график работы. Внутри помещение визуально разделено на две зоны: с одной стороны стоят большие столы, за которыми дети едят уже приготовленные порции. С другой стороны столики разделены, обстановка напоминает кафе, мебель заметно отличается. На стенах висят столовые декорации, придающие помещению уютную атмосферу. Всё выглядит довольно современно.
Помимо столов в школьном кафе есть барные стойки и зона раздачи, где ученики могут дополнительно приобрести себе блюда на выбор: салаты, горячее, булочки и другие угощения. Как отмечает директор, некоторые школьники предпочитают питаться именно в зоне раздачи, а не вместе со всеми на общем потоке.
«Некоторым детям важно право выбора. Что вот он сам подходит, выбирает, что хочет, как взрослый, — отмечает Курыгина».
В столовой установлены весы, с помощью которых ребёнок или его родители могут взвесить порцию по своему усмотрению. Рядом с раздачей находится контейнер с подносами различных блюд, который закрывается, чтобы порции не остывали и сохранялся необходимый температурный режим. Здесь же – супница и шкафчики для хранения салатов, хлеба и других продуктов.
Нас свободно пустили на кухню только потому, что сейчас ее моют и приводят в порядок к 1 сентября, то есть пока пищу там не готовят. Поэтому на некоторых фотографиях может быть небольшой беспорядок. Именно здесь ежедневно готовится еда на две тысячи человек, во время учебного года.
На входе нас встретили новые, ещё упакованные столовые приборы и зона для мытья рук. Затем нам продемонстрировали оборудование, на котором готовят еду. Это огромные чаны для компотов, гигантская пароварка для приготовления яиц, омлетов, котлет, лазаньи, запеканок. Также на кухне есть машина для выпечки хлеба, тестомес, весы, плитки, супницы, слайсер. Повара не нарезают продукты вручную, они лишь загружают их в машины, которые выполняют всю работу. Это современная технология, значительно упрощающая процесс приготовления пищи.
Продукты школа закупает самостоятельно, поэтому она так уверена в их качестве. Например, если это говядина, то это чистое мясо, без прожилок и костей. Все по нормам СанПиНа.
Для работников кухни есть отдельная комната, в ней находятся: зеркало, душ, индивидуальные шкафчики, в которых сотрудники хранят свою одежду, обувь, столик и стулья.
Как нам рассказала директор школы, на самостоятельную систему готовки они перешли пять лет назад. Управление образование предложило им поучаствовать в эксперименте, на что школа согласилась и точно не пожалела. Таким образом, учреждение может хоть немного подстраиваться под предпочтения детей.
«Например, какой-то суп детям не нравится. Мы тогда собираем родительский комитет, приглашаем из центра питания представителей и советуемся, говорим, давайте вот это блюдо, мы заменим на другой суп. Например, совсем супы нельзя убрать из меню, есть блюда, которые однозначно должны быть, и из меню их убрать нельзя, есть определенные нормы. Таким образом, мы ввели вареники с маслом, дети их с удовольствием съедают, — говорит Ольга Валерьевна».
Все нормы прописаны в СанПиНе, например, в блюда нельзя добавлять специи, количество соли ограничено. Солонки на столах не стоят, потому что нельзя. Жаренную еду готовить запрещено, только пареную. Если ребёнок привык дома есть солёную или острую пищу, то здоровая школьная еда может показаться ему пресной, и он будет жаловаться родителям. Аналогичная ситуация с доставками: многие родители не готовят, а питаются через службы доставки, и если дети привыкли есть картошку фри и пить молочные коктейли, то компот и каша с маслом по душе им не придутся точно. Отсюда и жалобы.
«Все зависит от питания в семье, то есть, если мама не варит молочный суп или молочную кашу, то тут ребенок ее есть не будет. У него вкусовые рецепторы к такому блюду не привыкли. Наша задача еще попозировать здоровое питание», — добавила Ольга Валерьевна.
Повара рассказывают, что некоторые дети даже не притрагиваются в порциям, например, омлета. Говорят, что он не вкусный, при этом не пробуя его. Работники уговаривают ребенка его попробовать, и он многим начинает нравиться. Еще повара часто подходят к малышам и рассказывают, что в данные момент они едят, и как это было приготовлено. Таким образом, работники приучают детей к здоровой пище.
Есть проблема и в нормах. Например, дети не очень хорошо едят рыбу, но убрать ее из меню нельзя, так как там множество полезных микроэлементов. К тому же это запрещает Роспотребнадзор.
Если дети постоянно жалуются родителям, что им не нравится еда, то родителей зовут в столовую. Их кормят едой из различных позиций, тогда у большинства родителей отпадают вопросы. Некоторые думают, что «хорошую» еду, приготовили специально для них. Но директор учебного заведения заверила нас, что это невозможно. Так как аппараты для готовки рассчитаны на большой поток и готовить единичную порцию для кого-то там будет очень сложно, да и не нужно.
Продегустировать блюда мы не смогли, но нас позвали в гости, как только наступит учебный год, и столовая заработает.
Чтобы детям было веселее есть, для них создали «школьное кафе». Его придумала заведующая кухней, а учителя помогли оформить дизайн. Директор такую идею одобрила. По ее словам, за столики выстаиваются огромные очереди.
Еще в помещении нет разделения, где сидят малыши, где старшеклассники, а где учителя. Все собираются вместе, относятся с уважением друг к другу.