«Мне снятся странные сны»: премьера поэтического перформанса прошла в Красноярском драматическом театре им. Пушкина
Новым формат стал не только для зрителя
В Красноярском драматическом театре им. Пушкина накануне состоялась премьера стихотворного перформанса «Странные сны». Режиссером выступила артистка Ася Малеванова. В основе спектакля — произведения красноярского поэта Екатерины Малиновской. Мы с коллегой Елисеем Савлюком посетили премьеру нового для театра формата и, откровенно говоря, остались под большим впечатлением.
Постановку показывали на сцене «Пушка+». Находится пространство во внутреннем дворике театра.
Взаимодействие со зрителем началось задолго до начала спектакля. На входе гостей ждали маленькие мешочки — по одному давали каждому. От них разносился аромат гвоздики и корицы. В любой момент перформанса можно было вдохнуть пряный запах, чтобы вызвать свои, особенные ассоциации.
В медитативную атмосферу зрителя начали погружать уже в холле. На стену проецировали гипнотическое изображение.
Кроме того, зрителей ждал портал сна — чтобы попасть на перформанс, нужно было пройти сквозь него. Действительно, дальше гости оказывались уже в иной обстановке.
В зрительном зале атмосфера сразу телепортировала в другой мир. Настоящее вишнёвое варенье начали подогревать за несколько минут до начала перформанса, аромат наполнял пространство, перенося каждого гостя в личные воспоминания.
Создавалось ощущение, что находишься в загородной даче поэта. Тем более, что специально для перформанса художник театра нашел старинную мебель.
И вот настало время спектакля. Но так его назвать можно с трудом. Действо начиналось плавно, зритель становился частью перформанса, всё происходящее было похоже на коллективный сон, а не специальное представление. Постановка, хотя и основана на стихотворениях Екатерины Малиновской, вобрала в себя классику. Здесь звучали строки из творчества Ахматовой, Цветаевой (более того — они были героинями происходящего), Чехова, Островского. В моменты, когда актрисы читали произведения красноярской поэтессы, на стену выводили название конкретного стихотворения.
Поскольку лейтмотивом перформанса стали сны, в действие решили органично вплести комментарии психологов на эту тему. Благодаря этому, мысли зрителя медленно блуждали от тёплых воспоминаний и ассоциаций, вызванных стихотворениями, к размышлениям о человеческом сознании.
Действительно, этот перформанс нельзя назвать просто спектаклем. Здесь переплелись стихотворения, ароматы, пластика, визуал, наука. Всё это вызывало состояние по-настоящему похожее на сон, поскольку хаотичные действия выстраивались в единый сюжет, но не возникало ощущения нелогичности. Режиссер постановки Ася Малеванова рассказывает, что задумка и была таковой — сделать всё по аналогии с процессом сна. Отсюда — некая бессюжетность действа.
Я подумала, это неплохая идея — сделать всё по законам сна и назвать спектакль по стихотворению Кати «Странные сны». <...> Самое трудное — из стихов сделать историю, сюжет. Сюжета как такового у нас и не получилось. Это всё равно набор вспышек, слайдов — как во сне, — делится режиссер.
Работать с материалом было непросто и артистам. Ведь формат стихотворений непривычен для драматического театра.
Со стихами последний раз я работала, когда училась. За всю мою карьеру был один спектакль со стихотворной формой, но это совсем другое произведение. Полноценные самостоятельные стихи нужно уметь читать. Ощущение, как будто я заново проходила школу актёрского мастерства, заново что-то постигала, но я думаю, что мы на правильном пути, — отмечает артистка театра Екатерина Мишанина.
Однако трудности не помешали сделать постановку удивительной. В финале перформанса на сцену вывели всех причастных, чтобы поблагодарить.
Но и на этом зрелище не закончилось. За пределами зала всех гостей ждал сюрприз. К порталу нужно было привязать листочек со своим пожеланием — что я хочу увидеть во сне.
После этого можно было угоститься комплиментом с тем самым вишнёвым вареньем. Получилась некая кольцевая композиция вкуса.
Улыбки зрителей после спектакля говорили сами за себя. У кого-то на глазах были слёзы — верный признак катарсиса. Поздравляем коллектив театра с успешным запуском нового формата.