«Остались и классические схемы»: какими способами мошенники обманывают красноярцев
Аферисты могут представиться сотрудником сотового оператора.
Схемы обмана мошенников становятся всё хитрее. Ранее мы рассказывали, что за третий квартал прошлого года россияне перевели киберпреступникам 9 млрд рублей. Такими данными поделился руководитель направления экономического отдела отделения Красноярского Банка России Александр Сурмачев. Эту статистику по мошенничеству ведет Банк России. Но разбивки на регионы в ней нет. Данные публикуются на официальном сайте Банка России.
При этом цифра в 9 млрд — это примерно в два раза больше, чем было в предыдущие кварталы. Ранее показатель держался на отметке в 4-4,5 млрд. За первое полугодие 2024 года мошенникам перевели 4 млрд. Однако из положительных моментов можно отметить, что за этот же третий квартал банки предотвратили 16 млн попыток аферистов похитить деньги клиентов на общую сумму почти 5 трлн рублей. Общая тенденция мошеннических действий на данный момент такова, что количество потерпевших становится чуть меньше, но похищенные суммы — больше.
Кроме того, специалист рассказал о популярных способах обмана. Об одном из них мы писали накануне. Это схема, когда мошенники представляются сотрудниками Социального фонда.
Другой распространенный метод обмана — это схема, когда аферисты звонят якобы от лица сотрудника сотового оператора. Потенциальной жертве могут сказать, что у нее заканчивается договор сотового обслуживания, поэтому его необходимо продлить. На выбор предлагают два варианта — с паспортом прийти в отдаленный офис или же сообщить код/паспортные данные. Преступники рассчитывают, что многие не захотят тратить время и скажут заветные цифры из смс.
Хотя остались и классические схемы из серии «Ваш родственник попал в беду» или «У вас пытаются списать деньги». Но больше сейчас способов других, — отмечает руководитель направления экономического отдела отделения Красноярского Банка России Александр Сурмачев.
Еще одна популярная в последнее время схема — доставка букета или другого подарка. Якобы эта посылка — сюрприз, а данных заказчика для передачи получателю у курьера нет, в связи с чем человека просят продиктовать код из смс, это необходимое условие (которое должно сразу же насторожить). Так аферисты получают доступ к данным жертвы.
Напомним, мы также рассказывали о принятых в России мерах для борьбы с киберпреступниками, например, о самозапрете на кредиты. Он заработал с 1 марта 2025 года. Это защита от мошенников, которые набирают долги по чужим документам. Любой гражданин теперь может поставить себе запрет на получение кредитов в банках и микрофинансовых организациях — через Госуслуги. А с 1 сентября — это можно сделать через МФЦ. Когда кредит действительно понадобится — запрет можно будет снять. Отмена активируется через день — так у человека остается время для раздумий.
Другая мера — специальная база ФинЦЕРТ. Её наполняют больше 1000 организаций — банки, правоохранительные органы, операторы платежных систем. Туда попадают реквизиты мошенников, которые уже были замечены в каких-то схемах. То есть это данные, например, на которые уже писали заявления пострадавшие.
А также Госдума приняла в первом чтении проект о периоде охлаждения по потребительским кредитам. Так, если человек пытается получить потребительский кредит или займ от 50 до 200 тысяч рублей, этот период охлаждения составит 4 часа. Если сумма больше 200 тысяч рублей, то период охлаждения больше. Время дается человеку для анализа своих действий.


























