Единая Россия меняет государственный строй
Итогом первого заседания открывшегося 14 апреля съезда "Единой России" стало введение должности внешнего управляющего главной партией страны. Должность эту единороссы уже сегодня намерены предложить Владимиру Путину, для которого новые партийные полномочия будут означать возможность контролировать не только исполнительную власть в качестве премьера, но и деятельность законодателей. А это существенно изменит расстановку сил во властном треугольнике Кремль – Охотный ряд – Белый дом.
Но самым интересным в этой истории является поправка в устав, позволяющая любому человеку – в данном случае, Путину – стать лидером "Единой России" с полномочиями, аналогичными правам Генерального секретаря КПСС, не будучи членом этой партии. Судя по всему, этот институциональный выверт стал итогом аппаратной интриги, нацеленной на усиление властной роли премьера Путина без внесений изменений в Конституцию и без жесткого связывания его имени с "Единой Россией". В выбранном сценарии Путину отводится роль "смотрящего", т.е. безусловного лидера, наделенного широкими полномочиями за счет ограничения прав председателя Высшего совета партии, в компетенции которого оставлено техническое руководство деятельностью Бюро Высшего совета и координация работы Генсовета, президиума Генсовета и Центрального исполнительного комитета партии.
В то же время председатель "Единой России" наделен правом определять кадровую политику партии: предлагать кандидатуры "для избрания на должности в руководящих и центральных органах партии, ее структурных подразделениях" и приостанавливать их полномочия в случае несоблюдения партийного устава, программных документов, а также "действий, дискредитирующих партию либо наносящих ущерб ее политическим интересам". Одновременно председатель уполномочен приостанавливать, т.е. фактически отменять любые решения руководящих и центральных органов партии, кроме решений съезда. Кроме того, в круг его обязанностей входят представительские функции, касающиеся отношений партии с российскими, международными и зарубежными государственными органами и организациями, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами, средствами массовой информации.
Согласно нововведениям, председатель "Единой России" является высшим выборным лицом партии: он избирается на съезде открытым голосованием двумя третями голосов от списочного состава делегатов сроком на четыре года, таким же образом может быть принято и решение о досрочном прекращении его полномочий.
Утвержденная схема воспроизводит систему распределение обязанностей между президентом и главой правительства РФ – с одной, но существенной разницей: для избрания председателем партии совершенно не обязательно быть членом "Единой России". Единороссы сказали новое слово в партстроительстве, породив оксюморон в виде партийного лидера, не являющегося членом партии, и фактически изменив систему государственного строя без внесения изменений в Основной закон страны.
При этом большинство экспертов предполагало, что на съезде будут предприняты шаги, направленные на оформление фактического лидерства Путина в "Единой России", однако их прогнозы сводились к гаданиям – согласится или не согласится Путин взять на себя тяжкий крест работ по улучшению имиджа "партии власти", готов ли он стать заложником внутрипартийных дрязг и напряжений. А в конечном счете, все упиралось в вопрос – станет или не станет уходящий президент членом "Единой России".
Выбранная схема превзошла все самые смелые ожидания, и поскольку мало кто сомневается в том, что "необычное решение" не могло быть принято без согласования с президентом, у партийных функционеров и экспертного сообщества появились новые заботы. Им предстоит доказать разумность этого решения, понять, какая из групп усилила таким образом свое влияние, и перестроиться соответствующим образом.
Судя по первым комментариям, особых разночтений на это счет не возникает. Многие наблюдатели уже высказались в том смысле, что, возглавив "Единую Россию", Путин начнет реорганизацию и кадровые рокировки, перестраивая партию под решение новых задач. Что касается политического смысла решений, принятых в первый день съезда, то их, по мнению экспертов, следует понимать как тактическую победу "партии третьего срока", стремящейся сохранить Путина в качестве полновластного лидера даже в том случае его категорического отказа вступить в "Единую Россию".
В этом контексте примечательно последнее заявление Бориса Грызлова, который особо подчеркнул, что "если раньше мы предлагали Владимиру Путину членство в партии, то сейчас мы предлагаем конкретную должность – и это должность председателя партии". Попытка представить ситуацию так, будто главное – соблазнить уходящего президента достойной должностью, выглядит несколько странно. Ведь ни для кого не секрет, что главной проблемой повестки дня является вопрос о сохранении или изменении вектора развития страны, замыкающийся на проблему распределения реальной власти.
Подобные решения вырабатываются и принимаются не в ходе дискуссий во время круглых столов, с которых начался первый день съезда "Единой России". Наблюдатели назвали этот форум "экспертным советом", который сломал старую традицию, когда правящая партия навязывала свою повестку дня стране. Теперь, как ожидается, все будет ровно наоборот: партия будет работать по повестке дня, сформированной страной.
Как сказал по совсем другому поводу поэт, "разговор был славный": говорили о развитии демократии и месте России в глобальном мире, об инновациях и новых технологиях, о среднем классе и коррупции, о необходимости "разморозить общество" и "инвестировать в талантливых детей". А потом делегаты собрались и, отметив, что теперь Путин сможет управлять "партией власти", не будучи связанным партийной дисциплиной (т.е. не выполняя ее решений), "с чувством глубокого удовлетворения" проголосовали за решение, сломавшее принципы партийной демократии и изменившее структуру власти в стране.
Как тут не вспомнить недавнего юбиляра Виктора Черномырдина с его "какую партию ни строят – все равно КПСС получается".