В Абакане обсудили важнейшие вопросы бытия
Участники очередных Свято-Иннокентьевских чтений, прошедших в Абакане, пытались ответить на множество философских и религиозных вопросов.
Участники очередных Свято-Иннокентьевских чтений, прошедших в Абакане, пытались ответить на множество философских и религиозных вопросов.
Мероприятие получилось масштабным: докладчики прибыли из Томска, Красноярска, Новосибирска, Омска, Кызыла и других городов и поселков России. Можно сказать, что большая часть слушаний была посвящена вопросам воспитания и педагогической р боте с подрастающим поколением. Однако, кроме специальных секций, предназначенных для специалистов, были и доклады на общие темы. Например, об особенностях российского менталитета: взглянуть на этот вопрос под необычным углом предложил член союза писателей России, заместитель декана кафедры православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, протоиерей Артемий Владимиров.
"Нас уважают, боятся и ненавидят, потому что Россия – единственная держава, которая отождествляет себя с христианским самосознанием перед лицом мировой общественности, демонстрирующей отступление от христианства", – процитировал Артемий Владимиров министра иностранных дел Сергея Лаврова.
– Самосознание, понятно, взялось не вдруг. Можно сказать, что такое отношение к миру – многовековая традиция России. Подобное утверждение может показаться преувеличением, тем более что утверждает это представитель конкретной конфессии. Но и в современной психологии не принято недооценивать силу слов. Грубо говоря, то, что регулярно произносится не только самим человеком, но и его окружением, даже если речь идет о давно умерших предках, обяза-тельно влияет на его мышление, – считает Артемий Владимиров.
Идеи, высказанные священнослужителем, получили неожиданное развитие в докладе человека светского – кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и политики стран Европы и Америки Московского государственного института международных отношений Ольги Четвериковой.
По ее словам, одна из проблем современного общества заключается в эволюции его мировоззрения, при котором на смену традиционным ценностям приходит понятие трансгуманизма. Теории, согласно которой наивысшей зада- чей значится обновление челове- чества при помощи последних достижений науки и техники. Или, если угодно, изменение человеческой природы таким образом, чтобы люди не были подвержены старению или смерти. Сама по себе идея выглядит привлекательно.
Однако при этом, как ни странно, первыми изменились нравственные понятия. Так, например, в начале XXI века международной нормой было установлено право каждого человека определять свой пол и сексуальную ориентацию. Следующий вероятный шаг – попытка узаконить эвтаназию для старых или тяжелобольных людей.
И все это – на фоне исследований альтернативных способов существования разума вплоть до перенесения сознания в киберпространство. Конечным этапом эволюции сторонники такой теории видят создание электронного разума. Что же касается людей в привычном виде, то они «будут отброшены, как отработанные ступени ракеты», судя по словам одного из разработчиков такой программы.
Впрочем, если создание расы полуроботов можно пока отнести к фантастике, различного рода им плантаты, которые должны в теории бесконечно долго поддерживать жизнь человека, выглядят возможными уже в обозримом будущем. А именно – в течение одного поколения. При этом само собой разумеется, что заплатить за улучшение своего тела сможет лишь очень небольшая часть очень состоятельных людей.
Сказанное могло бы показаться измышлениями автора очередного романа-антиутопии. К сожа- лению, Ольга Четверикова в своем выступлении приводила немало цитат из официальных научных докладов и выступлений разработчиков технологий или идеологов трансгуманизма. Так что перспектива выглядит пугающей.
Понятно, что каждый по разному относится к такому рода рассуждениях, но вместе с тем посещение Свято-Иннокентьевских чтений интересно хотя бы потому, что здесь как об обычных вещах говорят о тех загадочных явлениях мира, которые принято воспринимать через призму скептицизма.
По материалам газеты "Абакан"