Лера Березкина: «В нашем проекте все происходит только когда мы сами берем и делаем»
«Театр на крыше» является, пожалуй, лучшим культурным проектом в Красноярске, созданным вне театральных площадок
В этом году проекту «Театр на крыше» исполнилось 6 лет. Сезон открылся 14 июня джазовой вечеринкой и премьерой спектакля «Jazz do it». Теперь все лето на крыше торгового центра «Комсомолл» проходят театральные постановки, концерты, читки и даже стендап-выступления.
Одна из создателей проекта, художественный руководитель и продюсер «Театра на крыше» Лера Березкина рассказала Sibnovosti.ru о том, почему команда крыши не спешит привозить известных московских актеров, что еще ждать зрителям в сезоне-2017 и останутся ли «Персонажи» в активе проекта.
ТВК и все-все-все
— Лера, расскажи, как все начиналось в «Театре на крыше». В Красноярске наверняка есть люди, не знающие историю создания проекта.
— С моей подругой Леной Городецкой мы долгое время работаем в отделе маркетинга и PR телекомпании ТВК. Лена занималась PR, а я текстами и роликами. ТВК и по сей день наша основная работа.
В какой-то период у творческих людей наступает момент, когда понимаешь, что делаешь что-то и делаешь хорошо, но хочется большего. Такие мысли возникли как раз весной. Однажды мы с Леной, сидя в кафе, обсуждали, как провести лето. Я — поклонница современного театра, в Москве смотрела спектакли «Театра.doc», Лена также накануне побывала на арт-площадках в Питере. На тот момент в культурном пространстве Красноярска ничего подобного не существовало, только классический театр. Мы подумали, что было бы неплохо сделать нечто такое же и в нашем городе. Мы были знакомы с актрисой театра Пушкина Машей Алексеевой, поговорили с ней и узнали, что есть молодые артисты, которые также хотят чего-то современного, классного, живого. Обсудив это, из кафе мы сразу же поехали на крышу «Ошо-центра». Поднялись туда и подумали, что все складывается. Думаю, если бы тогда мы не нашли эту крышу так быстро, то, возможно, появился бы совсем другой проект.
В первый сезон у нас было 3 мероприятия на этой площадке. Имея кучу знакомых и друзей, мы просили помочь, кто чем может. Тогда это было очень важно. Не было бы помощи, ничего бы не случилось. Например, КиЦ дал подушки, на которых сидели зрители. Под подушки постелили какой-то укрывной строительный материал, который там же, на крыше, и нашли. Наш продюсер и руководитель Илья Рождественский договорился на безвозмездную аренду сцены, телекомпания ТВК в разовом режиме помогла со светом. Со звуком нам тоже помогли. 6 лет назад мы не очень серьезно о нем не думали.
В первый сезон были читки современных пьес и один спектакль с мэтрами театрального мира в главных ролях — Валерием Аркадьевичем Дьяконовым и Людмилой и Эдуардом Михненковыми. Они рискнули и согласились сыграть у нас. Это было знаково. После первого сезона получали много откликов от зрителей, у нас спрашивали: «А что дальше?». Дальше? Мы не планировали заниматься этим дальше! Поэкспериментировали, весело провели время. Дальше мы планировали жить, как жили раньше. Но тогда эта ниша в городе пустовала. И мы решили ее занять.
— Как руководство канала, где ты и Лена работаете, относится к проекту?
— Да, ТВК — наше основное дело, мы проводим там свое рабочее время, должны делать много всего и делать не хуже. В этом смысле важно доверие к нам. Наши руководители приходят к нам, покупают билеты. Считаю, это какая-то невероятная история. Я бы наверное не смогла столько работать, если бы у меня начальник был Карабас-Барабас. Все-таки профессия не бухгалтера. Здесь все завязано на вдохновении.
«Ну почему? Мы же хотим сделать что-то интересное! Мы же за правое дело»
— Красноярские театры активно участвовали в вашем проекте?
— В первые два года мы пытались с ними работать. В сезоне-2012 показали спектакль ТЮЗа «Как я стал...». Тогда договаривались с театральной администрацией о том, что его постановка на крыше состоится в качестве гастроли. «Как я стал...» мы адаптировали, нам помог режиссер Артем Терехин, который был на тот момент в городе. Вообще административная часть многих культурных учреждений, и театров прежде всего, к нам относилась настороженно. Тогда я негодовала: «Ну почему? Мы же хотим сделать что-то интересное, мы же за правое дело, за то, чтобы жизнь в городе лучше была». Сейчас понимаю, почему такая настороженность присутствовала. Театральные люди — очень глубокие и дотошные. От отсутствия одного фонаря, кулис, еще каких-то вещей полностью меняется смысл спектакля. Если ты делаешь тонкий продукт, завязанный на эмоциях, на восприятии, то и сохранять его будешь детально. Что они и делали.
В начале нашего проекта мне было несколько неловко, даже стыдно, что у меня нет театрального образования, а я пытаюсь заниматься театром. Со временем мы наработали и опыт, и знания. Много ездим, смотрим, часто бываем и в Москве, и в Питере, читаем о театре, общаемся. За это время поработали с молодыми, прогрессивными режиссерами из разных городов. Сейчас я не чувствую диссонанса между профессионалами театрального мира и нами. Конечно, классическое театральное образование — это мощно.
«Горжусь тем, что у нас в городе такие ребята»
— Лера, в спектаклях «Театра на крыше» играют разные актеры. Никто не отказывается от ролей? Участвуют с удовольствием?
— Да, у нас играют разные актеры. В основном молодые пушкинцы. Хочу подчеркнуть, что все наши сезоны состоялись во многом благодаря артистам. Артисты — это прекрасные люди. Они — и молодые, и немолодые — настолько голодные до новых проектов, настолько яростно бросаются на все, даже зная о том, что где-то могут невыигрышно смотреться. Я горжусь ими, горжусь, что у нас в городе работают такие ребята. Не помню ни одного человека, который бы отказал от участия в спектакле крыши, потому что ему не захотелось или не поверил в проект. Были случаи отказа из-за занятости и не более того.
«Экономика должна быть экономной»
— Сколько команда проекта зарабатывает на крыше?
— Это абсолютно не место нашего заработка. Если мы и зарабатываем как продюсеры, то это на каких-то коммерческих вещах. Они случаются пару раз за полгода. У нас есть собственные проекты, детально нами придуманные и разработанные. Но они не о «Театре на крыше». Фан для нас — это до сих пор крыша и новое пространство «Персонажи». На «Персонажи» мы тратим все, что зарабатываем на билетах. Наверное, так будет всегда. Чтобы удивлять, надо развиваться, чтобы развиваться, нужны деньги. Все, кто участвуют в «Театре на крыше», знают нашу математику. Когда у нас большие продажи билетов, то остается какой-то ресурс. При определенном количестве проданных мест на спектакль мы окупаем затраты на декорации, выплачиваем зарплату артистам, покупаем костюмы, рассчитываемся с техперсоналом. Если постановку посмотрят больше зрителей, чем мы рассчитывали , то образовавшийся плюсик не кладем себе в карман, не покупаем новые вещи, а думаем как и с кем мы можем поработать. У нас большой список этих людей. Мы сразу же пишем одному из режиссеров: «Приезжайте, есть деньги».
— Будете менять цены на билеты в течение этого сезона?
— Стоимость билетов останется прежней — 500-600 рублей.
— После лета зрители снова смогут смотреть спектакли в «Персонажах»?
— «Персонажи» мы, скорее всего, закроем и осенью будем делать что-то другое. Опыт с этим пространством показал: чтобы эту площадку развить до самоокупаемости, нужно несколько лет. У нас нет такой возможности, надо ото всюду увольняться и заниматься только ей. Кстати, еще не факт, что в нашем городе найдется столько людей, которые будут ходить туда каждый день, как в театр имени Пушкина. Если бы нам кто-то предложил помещение и сказал: «Сделайте здесь круто», то, конечно, мы бы пошли в эту сторону. Пока все складывается так, что нам проще работать проектно. Наверное, следующий год будет тоже кочевым. А дальше количество и виды площадок будут зависеть от того, какие идеи родятся в наших головах.
А был ли кризис?
— Лера, уверена, многие считают «Как же круто заниматься «Театром на крыше»! Расскажи об оборотной стороне этой деятельности.
— С середины прошлого сезона у нас начался какой-то конкретный кризис. Когда он приходит, то его распознаешь не сразу, только задаешь вопрос: «Что происходит?». Была большая усталость. Все, о чем я говорила до этого момента, прекрасно и здорово. Однако кроме крыши есть обычная жизнь: семья, друзья, другие интересы. В середине прошлого сезона я почувствовала, что категорически боюсь того, что сейчас может наступить конец. Сил уже брать не откуда. Еще тогда происходил небольшой спад спроса.
Когда билеты раскупались на третий сезон за 10 минут, нас это избаловало. Мы же никак это не анализировали. Просто к этому привыкли. Когда билеты не раскупались за 10 минут, а в день спектакля даже были в наличии, это воспринималось нами как крах и трагедия. Вот тогда, как выход из кризиса, мы решили открыть свое пространство и столкнулись с рядом новых сложностей, о которых даже не подозревали. Наш кризис обострился. Но шестой сезон начался с ощущения спокойствия. Я уверена, что даже если бы в «Театр на крыше» вдруг перестали ходить люди, мы придумали какой-то выход из ситуации, например, переоткрыли проект. Мы уже точно не оставим эту тему и будем ей заниматься.
Шестой сезон
— Спектакли «Театра на крыше»—2017 идут вовсю. Чего еще ждать зрителям в июле и августе?
— У нас классный продукт, который с каждым годом становится более качественным, развивается вглубь. В сезоне—2017 у нас меньше читок, больше спектаклей. Мы хотим понаблюдать, как в этом году к нам будут приходить люди. В программе—2017 у нас много музыки и она развивается без нашего усилия. Будет больше выступлений классических оркестров, они делают для нас специальные программы. 1 июля ждем премьеру Аси Малевановой «Правда: в режиме ожидания», которая сделала «Монолог о браке». Со своими ребятами она готовит новый интересный спектакль в жанре психологического триллера. Мы получили грант от РУСАЛа и будем делать проект в июле. Благодаря этому, привозим двух стендап-тренеров из Москвы. Одна из них —Лена Новикова, участница «Открытого микрофона» на ТНТ. С ней и артистами театра имени Пушкина мы делали сторителлинг и «Крышесказки» с ТЮЗом. Это будет чистой воды стендап и в нем смогут принять участие все, кто хотят. Подробности — на наших страницах в соцсетях. Лена будет работать с нами с 17 по 27 июля, она проведет с участниками народного стендапа тренинги, в финале — концерт. В начале августа также состоится премьера в жанре комедийной истории. Три молодых артиста будут импровизировать на тему Шекспира. Спектаклем «Полный Шекспир» занимается новосибирский режиссер Митя Егоров.
Также начали активно общаться с академией музыки и театра. Мы очень хотели, чтобы студенты этого вуза могли у нас поучаствовать, хотим прирастать молодыми, энергичными ребятами и показывать их городу.
— Планируете на крышу привезти звезду? Например, Олега Меньшикова?
— Звезды — это другие гонорары. Мы плавно распределяем усилия на все, о чем я сказала. Если привозить звезду, то все остальное придется оставить. На один спектакль, например, с Олегом Меньшиковым люди, конечно, пришли, был бы аншлаг. А дальше? Мы хотим делать так, чтобы летом было много событий. Да, можно ничего не делать, привезти пару звезд, показать два спектакля, собрать аудиторию, просчитать, окупить расходы и все. Но задача не в этом. Мы развиваем красноярскую тему, говорим и показываем местных талантливых артистов. Думаю, это важнее, чем, например, привезти кого-то очень известного.
— Лера, «Театр на крыше» планирует гастроли? По краю, стране? Вас ведь точно ждут в других городах региона.
— На гастроли у нас нет времени. Как минимум, нужно выделить сутки из своего графика, готовиться. Артисты заняты в театре, сомневаюсь, что они хотели бы уехать. Нужны непреодолимые плюсы, чтобы, как минимум, 20 человек отложили все свои дела и выехали из города. Гастроли — это интересно, мы бы хотели этого. Но по большому счету наша цель — создавать классные продукты и показывать их своим друзьям, соседям. Нас это вполне устраивает, мирового господства не хочется. А еще в нашем проекте все происходит только тогда, когда мы сами все взяли и сделали. Кто-то что-то постоянно говорит про выездные спектакли, но пока никто ничего не сделал для этого.
В Москву, возможно, повезем спектакль «Психея». Но не на гастроли, а на фестиваль. Это будет первый случай, когда мы вообще отправляем какую-то заявку на конкурсы или на показы. «Психея» — самостоятельный, придуманный нам продукт, Асей Малевановой написанный текст. Нам важно услышать, что скажут люди, мнение которых интересно, театральные критики, например.
Фото в материале Максима Четверни, Кирилла Белкова, Светы Константиновой, Ольги Хмельницкой