«Графит науки»: художники украсили стены новосибирского Академгородка
Всего мастера создали девять работ. Они рассказывают о самых заметных научных достижениях последних лет.
В новосибирском Академгородке подошел к концу фестиваль научного стрит-арта «Графит науки». Открытие самой масштабной работы под названием «Ускорители на встречных пучках» завершило его программу.
«Роспись посвящена изучению элементарных частиц в коллайдере. Сутью метода является именно то, что частицы бьют не в неподвижную цель, а формируется два пучка частиц, движущихся друг к другу и сталкивающихся в зоне, где можно зарегистрировать результаты столкновения. Это позволило во много раз увеличить энергию столкновения, а, соответственно, дало огромное количество материала для исследований и открытий в физике элементарных частиц», - рассказала Sibnovosti.ru его автор Зося Леутина.
Рисунок занимает почти 400 кв. м на стене здания на ул. Будкера. По словам госпожи Леутиной, ей хотелось придумать понятный и четкий визуальный образ. Декоративное решение – это не просто абстрактные формы, а стилизованные схемы колайдеров, а также фотографий, сделанных в детекторах, и схем столкновения частиц.
Всего за два месяца участники фестиваля создали девять художественных работ, посвященных последним научным открытиям. Завершение каждой стены сопровождалось научно-популярными лекциями на тему росписи, которые читали ученые из институтов Академгородка.
«Было очень сложно, но мы хотим продолжать, поделилась с Sibnovosti.ru художница Янина Болдырева. – Каждая роспись основана на очень сложной, очень богатой для изучения теме. И то, что мы делаем лекции, это часть проекта. Потом мы хотим сделать на каждой росписи какие-то таблички с QR-кодом, где будет вся информация».
Вторая по масштабу работа фестиваля «Палеогенетика и Денисовский человек», над которой трудились Зося Леутина и Янина Болдырева при поддержке около 50 волонтеров, занимает значительную часть здания бывшего рынка на ул. Терешковой, 19.
Росписи «Редактирование генома» художницы из Казахстана Эльвиры Бейсембаевой и «Ускорители на встречных пучках» (во время фестиваля было создано две работы с одинаковыми назва6ниями) Светланы Соловьевой из Новосибирска украшают стену на Цветном проезде с тыльной стороны Торгового центра.
«Тема редактирования генома человека глобальна, и, на мой взгляд, очень неоднозначна. С одной стороны, это новые шансы и возможности на жизнь, с другой стороны, вопрос о человеке, его цельности. Именно поэтому изображение человека условно – это некий образ, возможно обезличенный в будущем», - описывает свою работу Эльвира Бейсембаева.
Светлана Соловьева так охарактеризовала роспись: «Пространство росписи условно можно разделить на два плана: дальний, синий бэкграунд с граффити и наложенные на него, большие локальные цветные пятна переднего плана. Эти, выявленные посредством живописи, слои как бы показывают нам разные плоскости реальности, с разных точек зрения, с разных сторон. Один, который изучается в специально созданных условиях лабораторного эксперимента и мира как зашифрованного текста, который нам необходимо понять, указание на то, что что-то всегда уходит из вида, что-то остается неисследованным».
На торцевых стенах студенческих общежитий Новосибирского государственного университета на ул. Пирогова расположились сразу три работы. «Доместикацию лис» выполнила Наталья Пастухова из Екатеринбурга. Тема работы красноярских художников Саши Каленской и Николай Дядечко – «Биоинжениринг».
«Эта иллюстрация отображает популярную тему из массовой культуры – некий ученый настолько увлечен своей работой, что погружается в нее с головой, и в какой-то момент сам становится частью эксперимента», - рассказывают о своем художественном решении красноярские мастера.
«Денисовский человек» Лизы Ледовской – пожалуй, самая необычная роспись, напоминающая работы импрессионистов.
«В основе тройной портрет: человека современного, неандертальца и Denisova (денисовского). Работу я разрезала целенаправленно и собрала, дополняя линиями и связующим пятнами (то есть, это не просто хаос, как может показаться, это продуманная, слаженная композиция). Такой подход отвечает моему видению темы денисовского человека, как загадки человеческого происхождения», - объясняет Лиза Ледовская.
На подпорной стене около дома на ул. Коптюга, 11 расположено, пожалуй, самое изящное панно. Ника Полукарова также затрагивает тему эксперимента по доместикации лис, но делает это совершенно в ином ключе, чем Наталья Пастухова.
Подпорная стенка возле дома на ул. Ильича, 23 также украшена рисунками, сделанными в ходе фестиваля. Но это дело рук не профессиональных художников. Большая часть росписи сделана детьми во время мастер-класса, который открывал фестиваль «Графит науки».
«Есть понимание того, что то, что мы сделали, действительно важно, интересно, актуально и нужно продолжать. Не исключено, что в следующем году этот фестиваль пополнится международными участниками. Мы обсуждали с посольством Великобритании этот вопрос, они сказали, что с огромным удовольствием пришлют к нам представителей английской арт-индустрии», - говорит один из организаторов фестиваля, депутат горсовета Новосибирска Наталья Пинус.