Хореографы из США, Испании и Китая научат красноярцев танцевать контемпорари
В Красноярске стартует международного фестиваля современной хореографии «Айседора»
Меньше месяца осталось до старта международного фестиваля современной хореографии «Айседора», который пройдет в Красноярском музыкальном театре 14-19 мая при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Это крупнейший в России и единственный на территории Сибири и Дальнего Востока фестиваль современного искусства в области танца. Что ждет Красноярск в этом году, рассказала директор фестиваля «Айседора», главный балетмейстер Красноярского музыкального театра Елена Слободчикова.
В этом году мы привозим в Красноярск ведущих специалистов, работающих в направлении Contemporary dance. Это наши зарубежные коллеги: танцевальная компания «Гаспард и танцоры», Испанская компания «Los Monekos», впервые к нам приедут гости из Китая – компания «Good dance company». Свои спектакли представят и отечественные компании: Челябинский театр современной хореографии Ольги Пона,танцевальная компания «ОКОЕМ» (Екатеринбург), Омский драматический театр. Кроме того, в рамках фестиваля будет презентован новый спектакль Красноярского музыкального театра «Линии времени».
Хореографам и танцорам покажут мастер-классы по контемпорари, партнерингу, импровизации, драматургии движения, контактной импровизации, технике современного танца, круглые столы, встречи с ведущими театральными менеджерами, в том числе лекции и дискуссии с танцевальным критиком, автором книг «Российский современный танец» и «Современный танец постсоветского пространства» Екатериной Васениной.
Преподавателями-хореографами в этом году выступят: Джанин Ларенгет (Франция), Гаспард Луис (США), Ян-минг Ксу (Китай), Дмитрий Чегодарь, Рафаэль Тимербаков, Денис Чернышов и Кристина Леонова (Челябинский театр современного танца под руководством Ольги Пона).
«Это будет шесть насыщенных дней с полным погружением. С самого утра до вечера в стенах Музыкального театр будут проходить занятия для танцовщиков и хореографов, а вечерами на главной сцене – показы спектаклей для всех желающих»
Что послужило стимулом к созданию фестиваля?
Когда я вернулась в Красноярск в 2000 году после обучения в Москве и США (магистратура Hollins University), увидела, что у красноярской публики очень размытое понимание того, что из себя представляет современный танец. К тому моменту я уже побывала на многих конкурсах, фестивалях и понимала, что, организовав нечто подобное у нас, мы донесем до людей, что современная хореография – это не подтанцовка к эстрадным песням,а академическая хореография, созданная для сцены. В ней есть смысл, ее можно и нужно интерпретировать.
В первый год проведения фестиваля (2001) участников было немного, но показанные спектакли, мастер-классы произвели в хорошем смысле шокирующее впечатление на зрителей и профессиональную аудиторию. Это был прорыв. Современный танец заявил о себе в Красноярске и я была очень рада.
Сейчас задачи фестиваля «Айседора» масштабны – популяризация современной хореографии в России, налаживание культурных связей наших коллективов и менеджеров с зарубежными коллегами, и, конечно же, обучение танцоров и хореографов. На нашу образовательную программу приезжают со всей России – от Владивостока от Калининграда, потому что не так много в мест в нашей стране, где можно пройти обучение у мастеров такого уровня. Мы очень серьезно подходим к выбору фестивальных спектаклей и преподавателей.
Вы упомянули спектакль «Линии времени» Красноярского музыкального театра. Если я не ошибаюсь, до этого в театре не было постановок для балетной труппы?
– Верно. «Линии времени» – не просто первая постановка для балета за долгое время, но и первая в направлении contemporary dance. Это полностью танцевальный спектакль, достаточно необычный и экспериментальный. Я, как хореограф, хотела порассуждать на сложную философскую тему – что есть время. За основу мы взяли личные истории самих артистов, ведь ощущение и понятие времени у каждого свое. Здесь нет нарративной истории, сюжета, который развивается линейно. Это скорее переплетение мотивов, ассоциативный. Вся современная хореография построена на том, что хореограф и танцовщики формируют коды, через которые происходит контакт со зрителем. А зритель выбирает: либо последовать за спектаклем, либо остаться вне игры.
Художественное часть спектакля готовит Надежда Осипова – она находит интересные нестандартные решения, которые помогут лучше раскрыть пластику артистов. Музыку создала Ольга Шайдулина – смелый в своих решениях композитор, который не боится экспериментов. Мне нравится их посыл к творчеству. Уверена, плоды нашей совместной работы будут хорошо оценены публикой. Показ спектакля состоится 16 мая в 19:00.
Как стать участником, что для этого нужно сделать?
Зависит от того, в каком блоке вы хотите участвовать. На спектакли фестиваля билеты можно купить в кассе театра и билетных агентствах города. На спектакли мы приглашаем самую широкую аудиторию: и искушенных зрителей, и тех, кто только начинает свое знакомство с современной хореографией. Также рекомендую посетить конкурсный смотр спектаклей 17 и 18 мая. Это хорошая возможность познакомиться с работами многих хореографов, созданных в разных форматах, что позволит глубже понять современный танец.
Для участие в образовательном блоке, необходимо до 30 апреля отправить заявку. Вся информация и контакты есть на сайте фестиваля и Музыкального театра. Там же можно ознакомиться с подробной программой и прямо на сайте театра купить билет на желаемый спектакль.
Фото: с XVII фестиваля «Айседора» (2017 г.), Красноярский музыкальный театр