Красноярск станет участником уникального русско-американского проекта
Дом на правобережье Красноярска знаменит не только тем, что является первым каменным сооружением в Кировском районе. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался штаб авиатрассы Аляска-Сибирь, где жили летчики, которые перегоняли боевые самолеты из Соединенных Штатов Америки в Красноярск. И отсюда они доставлялись на передовую. Спустя 70 лет после окончания войны Русское авиационное общество решило возродить историческую память и повторить перелет по некогда засекреченному маршруту.
У этого здания на Вавилова есть еще одно название - дом Мазурука. Именно Илья Мазурук, Герой Советского Союза и прославленный летчик-полярник руководил перегоночной воздушной трассой Аляска-Сибирь. С этого дома начинается прежде засекреченная страница истории Второй мировой, чему теперь посвящена целая экспозиция в школьном авиационном музее красноярского лицея N11. Здесь хранятся уникальные экспонаты, например, части агрегатов тех самых американских самолетов, которые поставлялись в Советский Союз по договору ленд-лиза 1942 года. Тогда и создалиа перегоночную дивизию. Но первый вылет 17 ноября 42-го оказался трагическим.
ОЛЬГА ПОДБОРСКАЯ, РУКОВОДИТЕЛЬ АВИАМУЗЕЯ ЛИЦЕЯ №11: "Тогда погибли 16 летчиков-перегонщиков, которых должны были доставить на Аляску в Фербенкс, и оттуда они уже на американских самолетах должны были сами лететь до Красноярска. Так вот самолет, в который они сели, разбился. На нашей Взлетке".
Это была не последняя авиакатастрофа. За время войны разбилось не менее 115 самолетов и летчиков. Маршрут воздушной трассы был очень сложным. Самолеты гнали из Грейт-Фолса штата Монтана и до Фербенкса на Аляске. Затем предстоял перелет через Берингов пролив и дальше в суровых климатических условиях, через Якутск до Красноярска. Сами американские истребители не были приспособлены для дальних расстояний, вот почему их нужно было все время дозаправлять топливом и осматривать. Для этого по всему пути следования построили 20 небольших аэродромов.
Мастерские, где приходилось ремонтировать прилетавшие самолеты, находились и в Красноярске, на острове Молокова. Сейчас от них остались только руины. Ветеран Великой Отечественной войны Леонид Рязанцев – свидетель тех событий. Ведь он со своим взводом головой отвечал за сохранность американских истребителей, которые пригоняли на красноярский аэродром. Только через него их прошло около трехсот. А всего за годы войны было не менее 8 тысяч.
ЛЕОНИД РЯЗАНЦЕВ, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: "Дня два-три ждем. Потом прилетают целыми партиями. Штук 20-30 прилетают сразу. Садятся. И там никого не допускали мы. Ни одного гражданского".
Сейчас гриф "секретно" снят, и история АлСиба внесена в летопись Великой Отечественной войны. Вот почему российские и американские летчики решили повторить подвиг перегонщиков и пройти на тех же самых моделях самолетов тем же сложным воздушным маршрутом от Грейт Фолса до Форбенкса и далее по исторической трассе до Красноярска. Однако непростые отношения США и России внесли свои коррективы.
ДМИТРИЙ ЛИТОВКИН, ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ РУССКОГО АВИАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: "По американской части маршрута полетит порядка 17 самолетов. К сожалению, из-за политических разногласий между Россией и США американские участники перелета через Беренгов пролив перелететь на самолетах не смогут. Некоторые из этих машин до сих пор находятся в реестре ВВС США, и получить разрешение на их перелет в Россию это то же самое, что добиться поставок вооружения США в Россию. По российской части маршрута полетят два самолета. Военно-транспортные самолеты. Один из них участвовал в высадке десанта в Норманди в 40-х годах, другой принадлежал президенту Мексики".
Однако часть американских партнеров все-же продолжит перелет и по российской части трассы. Вылет из штата Монтана запланирован на середину июля, а уже к 28 августа русско-американская группа прибудет в Красноярский аэропорт.