Олег Осинский: «Люди больше доверяют местным производителям»
О молочных мифах, молоковедении и сортах сырья рассказал член совета директоров «МилкОм» Олег Осинский
В Омской области хорошо развито сельское хозяйство, особенно в молочной отрасли. Регион полностью закрывает потребность в молочном сырье. При этом потребление молока ежегодно снижается в среднем на 3%.
О молочных мифах, уроках молоковедения и сортах сырья корреспонденту ИА «Омск Здесь» рассказал член совета директоров молочного завода «МилкОм» Олег Осинский.
В Омской области немало молокоперерабатывающих заводов. Почему решили работать именно в этом направлении?
- У Сергея Калинина (собственник завода «МилкОм» - прим.ред.) уже был опыт руководства молочным заводом. В конце 90-х работало производство в Исилькуле - молочный завод «Вита», бренд «Утренняя зорька», достаточно известный в регионе в то время. Сфера была не нова. Молочная отрасль остается привлекательной для бизнеса. Завод «МилкОм» запущен 28 ноября 2014 года. Инвестиции составили более 300 млн. руб. Мощности завода позволяют производить до 200 тонн молочных продуктов в сутки. Сегодня по качеству сырья, технологическому оборудованию, экологичной и удобной упаковке, по визуальной составляющей, можно сказать, что мы выпускаем премиальный продукт. Но по приемлемой цене.
Когда запускали первую линию производства, что для себя решили? На чем акцентировали внимание?
- Решено было строить новый завод с нуля, чтобы благодаря инновационному оборудованию, приумножать пользу молочных продуктов, сохраняя их натуральность. Этой миссии придерживаемся и сейчас.
Вы тогда планировали закупить свое стадо коров и делать продукцию из собственного сырья. Где сейчас берете молоко?
- Были у нас такие планы, и мы даже предварительно заключили с компанией Дел аваль соглашение, но оценив свои силы и ресурсы, которые у нас есть, приняли решение пока проект приостановить. На сегодня у нас в Омской области достаточно большая сырьевая база. Причём Омская область производит больше сырья, чем потребляется в регионе, и импортирует его в другие области.
Сколько у вас сейчас поставщиков молока?
- Мы работаем с семью поставщиками. Используем на своем производстве молоко высшего сорта от образцовых хозяйств. Мы не принимаем молоко частного сектора. Это, к сожалению, молоко очень низкого качества. Оно не сортовое. В молоке, как и в муке, несколько сортов. Сейчас мы перерабатываем в день 50-60 тонн молока.
Вы говорите о сортности молока. Сколько всего сортов?
- Всего четыре: высший сорт, первый, второй и несортовое молоко. Последнее это, как правило, молоко частного сектора. Если молоко уже испорчено, то с ним сложно, что-то сделать. Консерванты в молоке вообще не встречаются. Когда наши граждане говорят, что молоко сделано из химии, это не так. Это было бы очень дорого.
Бытует мнение, что качественное молоко и кисломолочные продукты не могут храниться долго, максимум от 5 до 10 дней. Если больше, то такой продукт бесполезен и даже вреден.
- Мифов о молоке много. Один из них вы озвучили: чем короче срок хранения, тем качественнее продукт. Давайте разберемся. Парное цельное молоко «из-под коровы», безусловно, полезно. Но при условии, что корова здорова, правильно питается, её правильно доят и соблюдают все условия стерильности. И то такое молоко безопасно первые два часа, потом в нем начинается рост микрофлоры, которая попала из воздуха. Врачи говорят, что все молоко должно проходить температурную обработку. Меня удивляет бесстрашие наших потребителей, которые покупают молоко в старых пластиковых бутылках на обочинах дорог, а потом пьют его не прокипятив, и дают своим детям. Сроки хранения молока зависят от сорта исходного сырья, технической оснащённости на предприятии и упаковки. Чем выше сорт молока, современней оборудование, чем лучше на предприятии соблюдаются санитарно-гигиенические требования, тем качественнее готовый продукт и длительнее срок хранения.
В чём ваш секрет?
- Секрета нет. У нас линии розлива закрытого типа полностью автоматизированы, что гарантирует соблюдение всех санитарных норм и исключает влияние факторов внешней среды на готовый продукт. Экологичная упаковка, которая почти наполовину состоит из мела, а потому безопасна для окружающей среды, не пропускает свет, сохраняя витамины. То есть, чем чище молоко, тем дольше оно хранится. Именно поэтому сейчас срок хранения пастеризованного молока достигает двух недель. А кисломолочных продуктов и того больше, потому что там есть естественные способы консервирования. Например, наличие полезных кисломолочных бактерий. Если применять ультрапастеризацию, то можно довести срок хранения до нескольких месяцев. Щадящая температурная обработка, стерильность и никакой химии. Там, где на упаковке стоит семь суток хранения молока, условия производства достаточно устаревшие.
Что Вы имеете ввиду?
- Эти заводы либо не хотят модернизироваться, либо нет средств для модернизации. И они идут по старому пути, используя оборудование и технологии с 50-х годов. Технологии с тех пор ушли далеко вперёд. Не надо трубопроводы и ёмкости мыть руками. Не надо использовать многие вещи, где были задействованы люди. Сегодня есть автоматические линии, которые работают, начиная от приемки молока и заканчивая его фасовкой. Цех может работать практически без человеческого труда. Также в пастеризованную продукцию попадает воздух цеха. И с этим сложно что-то сделать. Если у вас антисанитария, то и ваш продукт будет годен не больше трёх суток. Если у вас достаточно стерильные условия, то продукция будет храниться долго. И европейские производители это доказывают.
Получается люди остались только на контроле качества? И сколько всего людей работают на заводе?
- За автоматикой все же нужно следить. Все работы, которые производятся, сопровождаются операторами. В смене работают семь операторов и два грузчика. Всего на заводе, в дистрибьюторском и логистическом подразделениях, занято около 260 человек. Причем на производстве – меньшая часть из них.
В начале года эксперты заявляли о снижении производства молока, подорожании молочной продукции с одновременным падением спроса на неё. Или это характерно больше для европейской части страны?
- Мы себя от европейской части России не отстраняем и находимся в едином рынке. В России на протяжении четырёх лет отмечается рост производства молочной продукции. Сегодня наша страна обеспечивается молочной продукцией почти на 100%. Есть факторы, которые говорят о том, что у нас снижается потребление молочной продукции, в среднем на 3% в год. Это очень плохо. Молоко — это тот продукт, который приносит в наш организм практически все необходимые вещества.
Есть какие-нибудь нормы потребления молока?
- Существует медицинская норма, она в районе 330 литров молока в год. У нас есть регионы, которые практически выполняют эту норму. Это Башкирия, Удмуртия, еще ряд регионов. Омская область потребляет меньше нормы, но мы находимся в первой десятке. Например, Китай и Япония в пищу не использовали молочную продукцию многие века. В конце XX века они поняли, что в молоке много пользы. Последнее время эти программы они сделали федеральными. На сегодня это гигантские рынки и они их осваивают.
В чем уникальность «МилкОма» и бренда «Лужайкино»?
- Помимо современного производства и работы только с молоком высшего сорта, «МилкОм», пожалуй, единственное открытое для людей производство. Мы проводим экскурсии, каждый может посмотреть, как работает завод: что молоковозы каждый день доставляют свежее молоко, оно по трубопроводам закачивается, что нигде нет сушки для молока и прочего.
Важная особенность — наша просветительская и образовательная миссия. С 2015 года у нас запущен совместный проект с Департаментом образования — уроки молоковедения. Первоклассники на них узнают об основах правильного питания и пользе молока.
Как вообще оцениваете состояние отрасли с точки зрения добросовестного производства?
- Некоторые производители сами себя дискредитируют фальсификатом. Это бросает тень на отрасль в целом. Поэтому сложно конкурировать с продуктами с содержанием сухих примесей, растительных жиров, химии. Выпускать их гораздо дешевле, на полках они зачастую никак не отличаются от натуральных молока, сметаны и масла. Это одна из главных проблем. Ну не может сливочное масло быть дешёвым. Смотрите сами, для производства 1 кг масла необходимо 20-30 литров молока. Нужно определяться самому, что употреблять. Не будем себя обманывать, если мы покупаем колбасу за 100 руб., а мясо на рынке стоит значительно дороже, мы же понимаем, из чего сделана эта колбаса. То же самое с молоком. Качественные продукты стоят дороже.
Какие направления молочной продукции считаете перспективными?
- «Спортивная» линейка, детские продукты.
«Милком» расширял ассортимент поэтапно: молоко, кефир, йогурт, ряженка, сливочное масло. Что дальше?
- В планах йогурты для детей. Будет йогурт белый без наполнителей и будут йогурты с добавлением ягод, двуслойные. Поставщиков фруктов для молочной продукции в России всего три. Они находятся в европейской части страны. Сейчас мы тестируем смеси.
На какие рынки планируете выходить? Вы говорили, что в Китае активно развивается отрасль.
- Мы постепенно расширяем рынок сбыта. Сейчас продукция «Лужайкино» поставляется почти в 20 регионов России и Казахстана. Молочная продукция больше относится к домашним рынкам. Люди больше доверяют местным производителям. Исключение: Якутия, Читинская область и другие, куда молоко везут практически со всей страны. В чужих регионах трудно. На нашем рынке мы себя чувствуем неплохо и у нас положительная динамика. В Казахстане тоже для нас сложный рынок. У них дешёвое сырье низкого качества. И нам конкурировать с ними сложно – наше качественное молоко дороже. Китайский рынок закрыт для внешних поставщиков. Именно в части молока. Они у себя развивают молочную промышленность и достаточно быстро, большими темпами.
Проект окупился или процесс еще идет?
- Мы запустили производство и не останавливались. Мы модернизируемся, расширяемся, улучшаемся. Если брать то оборудование, которое было приобретено при запуске, то да, мы его окупили. Но мы продолжаем совершенствовать свой завод. Участвуем в следующих проектах, кредитная нагрузка выровнена на несколько лет вперед. Продолжаем работать над окупаемостью следующих наших линий. И лизинговые схемы используем, и кредитные. Развитие не прекращается. Мы устойчивое предприятие с серьезным финансовым запасом.
Что именно для Вас значит это предприятие?
- Где бы я ни работал, отношусь к предприятию как к собственному. Я в это предприятие и в эту марку влюблен, вкладываюсь на 100% и не отделяю его от личной жизни. Это моя жизнь: и коллектив и то, что мы здесь делаем. Начиная от сырья и заканчивая полками в магазинах. А иначе нет смысла. Только тогда не стыдно смотреть в глаза потребителям и самому себе.
В прошлом вы руководили департаментом транспорта, а потом ушли в «МилкОм». Совершенно разные отрасли, насколько сложно было перестроиться?
- Было сложно, но очень интересно. Вообще я приехал в Омск в 1989 году из Казахстана. Приехал учиться в сельскохозяйственном институте. Стал инженером-механиком. Еще студентом, я начал работать в автотранспортном предприятии. Так и остался там, и работал, начиная с водителя до директора предприятия. Но сельская тема меня не покидала. Я сам сельский житель и с молоком и сельским хозяйством связан. Поэтому, когда Сергей Петрович предложил участвовать в проекте молочного завода, мне это понравилось и я согласился. В итоге, вернулся к тому, чему учился.
Практический совет специалиста
Олег Осинский рекомендуют продегустировать разное молоко, чтобы знать какое именно по всем параметрам подходит вашей семье. Купите базовый продукт – молоко 2,5% жирности разных производителей. Попробуйте молоко из каждой упаковки. Когда поймёте, какой базовый продукт вам понравился, тогда смело можете брать остальную линейку продуктов данного производителя. Потому что из стартового сырья, понравившегося вам, делают кефир, йогурт, сметану и так далее. Только попробовав продукцию разных производителей, можно сделать выбор. Также он посоветовал покупать, хоть раз в три дня, но хорошее молоко, чем каждый день некачественный, но дешёвый, продукт.
Анна Бамбульская