Снежный барс на Алтае впервые напал на скот прямо в открытом загоне
Как напоминают природооханники, в таких случаях скотоводы могут претендовать на компенсацию за каждую утраченную голову
Проект по компенсации ущерба пастухам Республики Алтай реализуют Межрегиональная Ассоциация «Ирбис» и Сайлюгемский нацпарк. После последнего нападения редкой кошки на скот компенсацию получил пострадавший хозяин, живущий на хребте Сайлюгем рядом с границами нацпарка.
Уточняется, что ирбис дважды напал на скот в июне и добыл пять коз, овец и быка. Оба случая произошли ночью. В первый раз чабаны услышали шум, вышли на улицу с мощным фонарем и спугнули хищника, второй раз они спали и не слышали, как снежный барс хозяйничал в загоне.
Мужчина уже написал заявление, а факт нападения ирбиса впоследствии подтвердила комиссия Сайлюгемского нацпарка, выехавшей на место охоты редкого хищника.
«Это первый случай нападения редкого снежного барса не на открытом пастбище, где скотоводы Алтая часто оставляют скот без присмотра, а в открытом загоне рядом с местом проживания скотоводов на чабанской стоянке. Это очень нетипичное место обитания для ирбиса. Впервые нападение произошло на участке, где ирбисы перемещаются редко: здесь пологая долина, нет скал, широкие степные пространства, хищнику практически нигде укрыться в случае опасности. Сложно сказать, был ли это один и тот же ирбис, но вероятно, что так и есть», — рассказал замдиректора Сайлюгемского нацпарка Денис Гуляев.
В конечном счете сотрудники нацпарка установили рядом со стоянкой фотоловушки, чтобы отследить ирбиса, если он придет в район еще раз. По словам Дениса Гуляева, снежные барсы отмечались на фотоловушках и раньше недалеко от июньского места нападения на скот на хребте Сайлюгем. Специалисты подчеркивают, что снежные барсы используют эту территорию, как проходной маршрут, но здесь не задерживаются.
Сотрудники Сайлюгемского национального парка напоминают: снежные барсы не несут угрозу человеку. Все известные случаи встречи со снежным барсом подтверждают, что ирбисы предпочтет затаиться, уйти, убежать, наблюдать за человеком, зачастую как будто испытывая любопытство, но ни за что не станут атаковать.
Сегодня численность ирбисов катастрофически мала — в начале 21 века популяция вида по различным оценкам составляла от 4 до 7 тысяч особей, сейчас она еще меньше — от двух до трех тысяч. Вид внесен в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. Охота на снежного барса запрещена во всех странах, где он обитает.